Текущая ситуация и перспективные инструменты эффективного взаимодействия с соотечественниками

Текущая ситуация и перспективные инструменты эффективного взаимодействия с соотечественниками
Текущая ситуация и перспективные инструменты эффективного взаимодействия с соотечественниками

В московском издательстве «Аквилон» (Москва) вышла коллективная монография «“Новая нормальность” и международные отношения: теории, инструменты, практики». Издание подготовлено на базе Центра изучения ЕС Южного федерального университета в рамках реализации программы исследований по направлению «Transnational Relations: Russia, Asia, and Europe».

Книга посвящена анализу концепта «новый нормальности» в международных отношениях — быстрому возникновению и становлению новых явлений в мировой политике и экономике, которые формируют новую систему. В число авторов вошли ведущие исследователи РАН и российских вузов, а также ученые из зарубежных стран.

Сегодня «новая нормальность» подразумевает, в числе прочего, экономическую и социальную трансформацию в результате пандемии COVID-19. Авторы книги исследуют исторические и современных кейсы, которые формируют «нормальность» сегодняшних международных отношений.

Преподаватель РАНХиГС, создатель и руководитель АНО «Центр развития деловых компетенций» Олег Николаевич Гуров написал главу «Текущая ситуация и перспективные инструменты эффективного взаимодействия с соотечественниками». Глава посвящена анализу внешней политики России в отношении людей с российскими корнями, эмигрантов и потомков эмигрантов, проживающих за рубежом.

Книгу можно приобрести на сайте издательства «Аквилон» и в ведущих книжных магазинах. Ниже представлен основная часть текста главы О.Н. Гурова «Текущая ситуация и перспективные инструменты эффективного взаимодействия с соотечественниками».

При цитировании использовать ссылку:

Гуров, О. Н. Текущая ситуация и перспективные инструменты эффективного взаимодействия с соотечественниками / О. Н. Гуров // “Новая нормальность” и международные отношения: теории, инструменты, практики. – М.: Аквилон. – 2021. – с. 336-370

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ ЗА РУБЕЖОМ

Гуров Олег Николаевич, MBA, член Экспертного совета по управлению экономикой знаний при Комитете ГД по образованию и науке, преподаватель ИОМ РАНХиГС

Введение

Поддержка соотечественников, живущих за границей, защита их интересов и правовая помощь, поддержание постоянных контактов и помощь в сохранении культурной общности — одна из основных составляющих российской внешней политики. В 2020 году в российскую Конституцию, Основной Закон страны, была внесена норма о поддержке соотечественников, что должно позволить проводить государственную политику на качественно новом, более эффективном уровне.

До настоящего времени основные мероприятия были сфокусированы по большей части на работе с субъектами и, в первую очередь, с организациями представителей и потомков всех волн эмиграции из СССР и России. С учетом разнообразия масштабных процессов и событий в мировой политике, экономике и культуре за последние десятилетия, которые содействовали трансформации ключевых понятий и категорий многих областей общественной жизни, традиционный подход ко всей концепции, связанной с соотечественниками, представляется серьезно устаревшим. Требуется его пересмотр и переосмысление с дальнейшим разворачиванием проводимых и планируемых мероприятий на гораздо более широкий, чем сегодня, сегмент мирового населения, которое, так или иначе, ассоциирует себя с российскими и советскими «корнями».

Критерии, свидетельствующие о сохранении связи с этой культурой, разнообразны. Среди основных и наиболее очевидных ориентиров можно обозначить: а) наличие образования, полученного на русском языке, б) владение и использование русского языка в семье, на работе и в различных коммуникациях.

При этом необходимо признать, что реализуемые сегодня мероприятия по поддержке русского языка за рубежом, имеют достаточно узкий охват, и во многом демонстрируют несоответствие требованиям текущей ситуации. Становится очевидным, что следует направлять основные усилия для комплексного решения стоящих задач, в том числе, в части повышения качества и расширения сферы преподавания русского языка за рубежом с учетом возможностей, которые открывают цифровые технологии и их распространение. Кроме того, необходима разработка и активное использование актуального и востребованного учебного инструментария нового поколения.

Шире, на концептуальном уровне, требуется переориентировка работы с соотечественниками на решение текущих животрепещущих и практических задач, являющихся сферой взаимного интереса, как для российского государства, так и для соотечественников. Критериями успеха этой работы должно стать формирование актуальной и востребованной повестки, и способность масштабировать и тиражировать проводимую деятельность на широкие слои соотечественников, проживающих за рубежом.  

Безусловно, выполнение таких задач требует скоординированной работы государственных и общественных структур, а также организации соответствующего финансового обеспечения, для чего необходимо будет провести ревизию и переутверждение Комплексного плана работы с соотечественниками, желательно, на трехлетний период параллельно схеме подготовки и утверждения Федерального бюджета Российской Федерации.

Российские соотечественники: экскурс в нормативную базу

Понятие «соотечественник» появляется в нашем лексиконе гораздо раньше возникновения первой волны российской эмиграции. Это слово встречается уже в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, четырёхтомное издание которого было впервые опубликовано в 1863-1866 годах[1]. Слово «соотечественник» неоднократно используют в своих произведениях А.С. Пушкин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, и многих другие писатели и мыслители XIX века[2]. При этом до революции это понятие используется в широком спектре смысловых значений. Позже, в XX веке, уже в советское время, в соответствии с определением, данным в словаре Д.Н. Ушакова, соотечественник – это «… человек, происходящий из той же страны, имеющий то же отечество, что и у другого».[3] Как и многие другие понятия, значение и смысл слова «соотечественник» со временем менялось в зависимости от культурно-исторического контекста и соответствующей востребованности. Актуальное на сегодняшний день правовое определение представлено в Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в соответствии со Статьей 1 которого:

«1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

2. Соотечественниками за рубежом (далее — соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.

3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства».[4]

Широкие возможности интерпретации и в целом проблематичность понятия в законе, происходит, по-видимому, из-за того, что попытки выработать единый подход к политике российского государства в отношении соотечественников за рубежом начались практически сразу же после распада Советского Союза и продолжаются до настоящего времени. Так, в 1994 году вступили в силу указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», а также постановление Правительства РФ «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом», в которых были перечислены мероприятия по поддержке соотечественников в странах бывшего СССР[5]. Для координации коммуникации и реализации соответствующих мероприятий также в 1994 году была созвана Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, которую позднее упразднили в результате неспособности эффективно выполнять поставленные задачи, а затем создали заново в связи с острой необходимостью поддержки мероприятий по оказанию помощи соотечественникам[6].

В 1995 году была принята Декларация о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам, в которой «соотечественниками» признаются выходцы из Союза ССР и России и их прямые потомки, если они не являются гражданами Российской Федерации и заявили явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Российской Федерацией или с любым из ее субъектов и подтвердили эту связь»[7]. При этом отмечалось, что язык, место жительства, национальная, этническая и профессиональная принадлежность, язык, вероисповедание – фактически все элементы культурной идентификации личности, не играют важной роли. Отсутствовало в документе и описание инструментов, которые позволили ли бы подтвердить связь с Россией. Таким образом, принятый документ носил общий и абстрактный характер, в основном фиксируя наличие общего культурного пространства, не обращаясь к какой-либо конкретике.

Для российской политической культуры и практики последнего времени категория «соотечественники» представляет собой, прежде всего, понятие гуманитарное и духовное, нежели правовое, в подтверждение чему приведем слова Президента России Владимира Путина в 2001 году на Конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом: «…соотечественник – категория далеко не только юридическая. Это, в первую очередь, вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения… духовного самоопределения…»[8]. В 2018 году, выступая на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, Президент снова отметил, что Русский мир «… никогда не строился исключительно и только по этническому, национальному или религиозному признаку. Он собирал и объединял всех, кто духовно связан с Россией, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителями русского языка, культуры, русской истории»[9].

В 2010 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»», в котором были закреплены и конкретизированы права соотечественников присоединяться к организациям соотечественников, существующих в различных странах, получать официальные свидетельства, подтверждающие принадлежность к таким организациям, приобщаться и участвовать в соответствующих мероприятиях, фиксируя таким образом свою связь с Русским миром[10].

В 2016 году вступил в силу Указ Президента «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», в которой защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, декларируется как одна из главных задач внешней политики России. При этом отдельно отмечается необходимость «способствовать консолидации соотечественников, проживающих за рубежом, в целях более эффективного обеспечения ими своих прав в государствах проживания, содействовать сохранению самобытности российской диаспоры и ее связей с исторической Родиной, добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию»[11].

В 2020 году в результате внесения изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования, статья 69 российской Конституции дополнилась следующей нормой: «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности»[12]. В некоторой степени символично, что термин «соотечественник» вошел в текст Основного закона в столетнюю годовщину «Великого исхода», ознаменовавшего в узком смысле исход русской армии Врангеля и в широком – массовой миграции из Белого Крыма. Закрепление именно в Конституции самого понятия «соотечественник» свидетельствует о том, насколько важна и перспективна деятельность по взаимодействию и поддержке проживающих за границей соотечественников.

Однако текущие мероприятия, представляющие государственную политику в этой сфере, которые зафиксированы в Комплексном плане основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018–2020 годы, полностью и дословно совпадают с планируемыми мероприятиями на 2021-2023 годы (аналогичный документ был принят в январе 2021 года), не учитывая изменения в международной обстановке, технологическое развитие и пр. Согласно Комплексному плану основные задачи включают: 

«а) обеспечение защиты прав и законных интересов соотечественников на основе норм международного права и международных договоров Российской Федерации;

б) содействие дальнейшей консолидации российской диаспоры путем поддержки организаций соотечественников на всемирном, региональном и страновом уровнях, поощрение контактов организаций соотечественников с российскими государственными и общественными структурами, включая религиозные объединения;

в) расширение информационного обеспечения соотечественников и оказание содействия в становлении издаваемых ими СМИ и интернет-ресурсов;

г) содействие сохранению российской языковой и этнокультурной идентичности соотечественников;

д) поддержка молодежных организаций соотечественников, русскоговорящей молодежи, сохранение и развитие их связей с Российской Федерацией;

е) поддержка социально незащищенных слоев соотечественников» [13].

Представленный список задач, как и официальное определение понятия «соотечественник», представляются достаточно размытыми и неопределенными, и требуют серьезной корректировки в условиях меняющейся международной парадигмы. В решении этой задачи необходимо, в частности, осмыслить и существующий международный опыт, рассмотреть, какую политику в отношении своих соотечественников проводят другие страны.

Соотечественники: опыт различных государств

В рамках данной работы мы можем лишь отметить, что феномен российского соотечественника – уникальное явление для мировой культуры. В XX-XXI веках массовая эмиграция из российского государства составила по разным подсчетам 4 или 5 волн в зависимости от применяемого определения, и каждый из этих исходов был обусловлен как отдельными критическими обстоятельствами, так и разными сочетаниями политических, экономических, этнических, религиозных и других проблем. Эта тема — достаточно многозначная и болезненная, как для титульной нации, так и для представителей и потомков соотечественников, проживающих за рубежом[14].

Наверное, сравнимый градус боли и напряжения, который существует в отношении этой проблематики для русских, сложно встретить у других культур, которые также столкнулись с миграцией заметной части населения в определенный период свой истории. Поэтому, нет необходимости углубляться в мировую историю миграций.

 Мы предложим описательные примеры, свидетельствующие о том, каким образом отдельные государства обосновывают и реализуют внешнюю политику в данном направлении в настоящее время.

Следует отметить, что в междисциплинарном дискурсе, охватывающем проблематику международных отношений, политику, экономику, образование и другие ключевые сферы общественной жизни, мигранты (здесь и ниже мы используем понятие «мигрант» в самом широком значении, включающем и понятие «соотечественник, проживающий за рубежом»: согласно Демографическому понятийному словарю, мигрант — это «лицо, совершающее миграцию, т.е. пересекающее границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительное время») в первую очередь воспринимаются как ценный ресурс для экономических систем, основанных на знаниях[15]. При этом, человеческий капитал в современном мире выступает в качестве одного из основных источников доходов[16].

Этот вопрос очень непростой в силу своей многогранности и требует развития новой этики (этики свободы и ответственности) на основе совместного использования знаний и сотрудничества. Необходимо не допустить  когнитивного неравенства, при котором бедные страны окажутся лишенными интеллектуального ресурса[17]. Однако при всей неоднозначности и серьезных рисках для отдельных стран и мирового сообщества в целом, не вызывает сомнений факт, что формирование, привлечение и накопление человеческого капитала обеспечивает интеллектуальный потенциал государства и является важной составляющей национального богатства.

В 2017 году журнал Economist Intelligence Unit подготовил отчет «Какую пользу приносят мигранты» на базе исследования вопроса о том, какое влияние оказывают сообщества мигрантов на развитие государств проживания. По оценке ООН, в 2015 году общая численность мигрантов в мире составила 243 миллиона человек (3,4% мирового населения). Основные направления миграции – из Мексики, Китая, Филиппин и Индии в Соединенные Штаты, между Россией и бывшими советскими республиками, из Бангладеш в Индию и ряд других. В отчете отмечено, что представители национальных диаспор диверсифицируют и обогащают местную культуру за счет приложения собственных знаний, компетенций и навыков в общественные процессы, повышая тем самым уровень кадрового и интеллектуального потенциала. Согласно отчету, более половины мигрантов в развитых странах обладают средним и высшим образованием, получают высшее образование или работают[18]. Таким образом, мигранты формируют важнейшую составляющую интеллектуального потенциала для современных государств.

Переходя к конкретным примерам, рассмотрим политику, осуществляемую, в частности, Швейцарией по отношению к своим соотечественникам, проживающим за рубежом. Согласно данным Федерального статистического управлением, в 2019 году за рубежом проживало около 770 тысяч граждан этой страны (около 9% населения), 75% из которых имело двойное или мульти гражданство[19]. Швейцарцы, проживающие за рубежом, традиционно рассматриваются государством как важные агенты формирования имиджа Швейцарии в мире. По этой причине государство всегда уделяло внимание поддержанию международных культурных связей и продвижению программ защиты своих соотечественников, живущих за рубежом. Права соотечественников были закреплены в Конституции Швейцарии еще в 1966 году. Также в 2014 году был принят специальный закон, регулирующий политику государства в этом направлении. Закон регламентирует государственные мероприятия, направленные на поддержку, информирование и обеспечение коммуникации с гражданами Швейцарии, проживающими за рубежом, исполнение их политических прав, прописывает инструменты поддержки по различным вопросам. В законе утверждается, что швейцарцы, живущие за рубежом, выполняют особую миссию для своей родины, обеспечивая обмен знаниями и опытом, а также коммуникацию с мировым сообществом. Осуществление политики в отношении швейцарских граждан, живущих за рубежом, институционализировано в форме сложной системы, управляемой Федеральным советом и Федеральным управлением культуры. Координация деятельностью осуществляется некоммерческими организациями, финансируемыми государством, и сотрудничающими с зарубежными посольствами и консульствами, и поддерживается швейцарскими ассоциациями, благотворительными организациями и клубами во всем мире[20].

Финляндия. Что касается этого государства, около 5% его населения постоянно проживает за рубежом (около 300 тысяч). Еще столько же – соотечественники второго поколения, дети финнов, рожденные и проживающие в других странах. Главными целями существующей государственной программы поддержки финнов, проживающих за рубежом, является, в первую очередь, развитие и обеспечение доступности образовательной системы по финской модели для детей и молодежи, оказавшейся в других странах. Также программа предусматривает проведение общественных и культурных мероприятий за рубежом для соотечественников, в том числе, для интеграции проживающего за пределами страны населения в политических процессах. Живущие за рубежом финны представляют собой многостороннее важный ресурс для страны, поскольку с их помощью повышается осведомленность о Финляндии в мире,  а активно действующее сообщество финнов, проживающих за рубежом, стимулирует развитие коммерческих и культурных связей с различными странами. Отметим, что министерства Финляндии, участвующие в реализации государственной политики в отношении соотечественников, широко используют возможности, открывающиеся благодаря достижениям в области информационных технологий[21].

Турция. Общая численность турецкого населения, проживающего за рубежом, превышает 6,5 миллиона человек (около 8% всего населения). Из этого количества 5,5 миллионов проживает в странах Западной Европы, и решение проблем этого крупного сообщества является одним из внешнеполитических приоритетов Турции, придерживающейся концепции интеграции и активного участия, согласно которой мигранты диверсифицируют и обогащают культуру общества, в котором живут. Внешняя политика Турции в этом направлении нацелена на то, чтобы члены турецкой общины активно участвовали в социальной, экономической, культурной и политической жизни стран проживания, сохраняя при этом связь со своей родиной, родным языком и культурой, и жили как процветающие, успешные люди, уважая местные законы и обычаи. Турецкое правительство инвестирует серьезные средства в организацию обучения турецкому языку и культуры в зарубежных турецких общинах, так как полагает, что турецкие граждане, владеющие двумя языками и сохраняющую свою идентичность, смогут внести ценный вклад в развитие двусторонних отношений между Турцией и странами проживания. Кроме этого, турецкое правительство обеспечивает соотечественникам правовую поддержку по различным вопросам и проблемам, в первую очередь, по любым видам дискриминации, с которыми рискуют столкнуться выходцы из Турции[22].

США. По данным Госдепартамента США, примерно 9 миллионов американских граждан постоянно живут за границей, что составляет около 3% населения. В США работает ряд мощных организаций, осуществляющих поддержку американцев, проживающих за границей. Одна из них, общественная организация American Citizens Abroad’s (ACA, Inc.), ставит целью своей работы обучение, защиту и информационную поддержку граждан США, живущих и работающих за рубежом, по актуальным правовым вопросам, а также информирует и консультирует правительство США при решении проблем американского зарубежного сообщества. В своей работе ACA осуществляет мониторинг законодательства различных стран, взаимодействует с законодательной, исполнительной  и судебной властью  США. Организация осуществляет консультации с профессиональными экспертами в соответствующих областях, проводит опросы участников сообщества и мониторинг средств массовой коммуникации, реализует различные исследовательские проекты через дочерний фонд American Citizens Abroad Global Foundation (ACAGF)[23].

Еще одна американская организация, Association of Americans Resident Overseas (AARO), имеющая представительства в 46 странах, занимается исследованием проблем, оказывающих существенное влияние на жизнь американцев, проживающих за рубежом, и информирует своих членов об этих проблемах и путях решения. В рамках своей деятельности AARO осуществляет информирование Конгресса, средства массовых коммуникаций и общественность по ключевым темам, таким как налогообложение, дистанционное голосование, вопросы гражданства, социальное обеспечение и медицинское обслуживание. AARO создала собственную информационно-коммуникационную платформу (актуальность таких проектов мы отметим более подробно далее), позволяющую высказать свое мнение американцам, живущим за границей, роль которых как «неофициальных послов» своей страны часто недооценивается. Функционал платформы также позволяет предоставлять ее участникам актуальную информацию по проблемным вопросам, и обеспечивать участникам возможность получения консультаций у соответствующих экспертов. Лоббистская деятельность AARO направлена на создание Конгрессом оптимальных условий для американцев, живущих за рубежом, с учетом их потребностей и проблем, а также того вклада, который они вносят в развитие связей между США и странами проживания. Ассоциация тесно сотрудничает и с другими международными организациями в целях развития и поддержания связей с/между американскими гражданами, проживающими в других странах[24].

Однако при такой мощной и ресурсной организации взаимодействия, все не так гладко. Существуют свои проблемы: по данным Bambridge Accountants New York, в течение января-октября 2020 года более 6 тысяч американцев отказались от своего гражданства (менее 2 тысяч за тот же период 2019 года)[25]. Причины отказа от американского гражданства США официально не анонсируется, но известно, что одна из основных – это FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), закон 2012 года о налоговой отчётности по зарубежным счетам, направленный против уклонения американских граждан и резидентов от уплаты налогов. США является одной из двух стран в мире, где существует налогообложение на основе гражданства (вторая — Эритрея). Будучи гражданином США, человек должен подавать налоговую декларацию, независимо от того, где он живет, и во многих случаях платить налоги США сверх налога, уже уплаченного в стране проживания. Кроме чисто экономических обстоятельств, применение этого закона на практике иногда приводит к тому, что американцам, живущим в других странах, отказывают в открытии счетов в местных банках, чтобы избежать неприятностей в соответствии со штрафными санкциями, предусмотренными FATCA[26].

Итак, как отмечалось ранее, общим в представленных официальных программах поддержки соотечественников, живущих за рубежом, является признание их важной роли в обеспечении культурного диалога между странами, развития взаимовыгодного политического и экономического диалога, повышения интеллектуального уровня в мировом сообществе, и понимание необходимость государственной поддержки по широкому спектру системных мероприятий.

При этом в англоязычной литературе и в официальных документах в качестве понятия «соотечественник, проживающий за рубежом», обычно используется термин «expatriate», также как и его русский эквивалент, имеющий долгую и непростую историю. Это слово обладает самым широким спектром значений:

  • проживающий за границей, в том числе, в течение длительного времени;
  • лишенный гражданства;
  • утративший гражданство;
  • отказавшийся от гражданства;
  • вышедший из гражданства;
  • отрекшийся от подданства[27].

Мы должны отметить, что в мировом сообществе это явление часто является проблемным полем. Несмотря на очевидность официальной риторики, артикулирующей ценность и важность миграции, в публицистике и повседневной жизни все гораздо сложнее, с учетом того, что к expatriate из разных стран может быть различное отношение. Например, сокращенная форма вышеприведенного англоязычного термина, «expat» — это слово, как правило, используемое для обозначения исключительно белых европейцев и американцев, работающих за границей[28], так что некоторые иностранцы именуются экспатами, другие — иммигрантами, остальных называют просто мигрантами. Название зависит от социального класса, страны происхождения и экономического статуса[29]. Таким образом, хотя смысл и значение этого понятия в современном контексте совершенно очевидны, мы должны понимать, что в культурном пространстве сохраняется амбивалентное и противоречивое восприятие явления во всем его комплексе, и могут требоваться дополнительные мероприятия по поддержке соотечественников и их защите от возможной дискриминации. 

Российские соотечественники – численность и текущая политика

В условиях, описанных выше, защита российских соотечественников, живущих за рубежом, представляют собой для Российского государства стратегическую задачу с учетом того, что речь идет о весьма значительном населении, которое относятся к соотечественникам в соответствии с определениями, предложенными ранее. Хотя точных общепризнанных данных не существует, мы представим несколько оценок специалистов, позволяющих осознать масштаб вопроса. В 2017 году  историк, политолог, председатель комитета Госдумы по образованию и науке В.А. Никонов оценил численность русскоговорящих людей, ассоциирующих себя с российскими соотечественниками, в 50 миллионов человек. В 2018 году заместитель министра иностранных дел России Г.Б. Карасин определил число проживающих за рубежом соотечественников в 20% от населения России, то есть, около 30 миллионов.  В 2019 году первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ К.Ф. Затулин назвал цифру 20 миллионов человек. Обычно представители органов власти говорят о 25-30 миллионах соотечественников[30]. Разброс мнений понятен, если принимать во внимание масштабы и драматичность событий XX века, обусловивших эмиграцию, нечеткое определение соотечественников в законодательстве, да и неоднозначность самоидентификации  и восприятия своего статуса самими соотечественниками.

При этом сложность подсчета – проблема многоуровневая, ведь с учетом развертывания различных исторических сценариев двусторонних отношений между странами, а также существования альтернативных определений национальной диаспоры и методик подсчета ее членов в отдельных государствах, цифры могут быть обоснованы по-разному и с другой стороны. Например, в Испании, по официальной информации  численность выходцев из России составляет примерно 78 тысяч человек. При этом исторически российская диаспора была создана в течение двух основных этапов. Первый период пришелся на период с 1956 до 80-е годы, когда в Испанию возвращались обрусевшие испанцы (в том числе, выросшие в СССР испанские дети), бежавшие в СССР во время Гражданской войны 1936-39 годов, а также их родственники. Речь идет о нескольких тысячах человек, и в некоторых случаях эти люди после переезда сохраняли советское гражданство[31]. Гораздо более значительная волна российской эмиграции в Испанию началась в середине 1990-ых годов и продолжается до настоящего времени. В результате этого процесса численность россиян, имеющих вид на жительство в этой стране, увеличилось с 2500 человек в 1998 году до  почти 78 тысяч (те самые, кто официально относится к российской диаспоре статистике Испании) в 2019 году. Отметим, что данная статистика не учитывает российских детей, усыновленных испанцами, количество которых может превышать 10 тысяч человек, и которые с момента усыновления приобретают гражданство Испании, сохраняя при этом и гражданство России. В расчет также не берутся россияне, которые оформили испанское гражданство (еще около 5 тысяч человек)[32]. На этом конкретном примере мы можем убедиться, что реальная численность российских соотечественников, проживающих в Испании, по факту составляет около 100 тысяч человек, а не 78 тысяч, как заявлено официально. 

Итак, в различных государствах существуют свои особенности расчета численности иностранных, в том числе, российской, диаспор, и не стоит рассчитывать на официальную статистику различных стран, которая каким-либо образом смогла бы подкрепить или скорректировать приведенные выше экспертные оценки. Однако не вызывает сомнения, что уже упомянутый ранее Русский мир, будучи достаточно условным сообществом, объединенным зачастую по-разному осмысляемыми концептами, как то общее происхождение, причастность и приверженность к русскому языку и культуре, действительно насчитывает, по меньшей мере, многие десятки миллионов людей по всему миру и является особым историко-культурным пространством, обеспечивающим культурно-языковую идентичность этим людям[33]. Развитие Русского мира в социально-ориентированном векторе обладает огромным потенциалом в части перспектив нормализации международных отношений на основе лучшего, что есть в нашей культуре – способности сопереживать, сочувствовать и проявлять солидарность, и тем самым сохранить человечность в исторический период, когда многочисленные вызовы, как техногенные, так и политические, ставят под угрозу само существование человека в традиционном понимании.

Вне всяких сомнений, такая работа требует более активного взаимодействия с соотечественниками, использования их ресурса в качестве потенциала для повышения авторитета России на международной арене. Еще раз обратим внимание на то, что главный фокус текущей работы направлен на представителей и потомков нескольких «волн» эмиграции из СССР и России. Данный подход требует корректировки в соответствии с законодательно принятым определением соотечественников. Необходимо развернуть работу на более широкий сегмент населения планеты, который идентифицирует себя как людей, имеющих российские корни, впитавших русскую культуру, свободно говорящих и/или получивших образование на русском языке. Говоря о важнейшем направлении, поддержке русского языка, мы можем заметить, что основная работа по большей части осуществляется в русле формальных, не всегда отвечающих требованиям сегодняшнего дня мероприятий. Сейчас фокус этой работы направлен на повышение уровня и расширение сферы преподавания русского языка за рубежом и на поддержку курсов изучения русского языка в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Например, Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка, организаторами которого являются ФГБУ «Редакция «Российской газеты» и Правительство Москвы при поддержке Россотрудничества, за 19 лет насчитывает всего 6 тысяч участников, причем не совсем понятно, уникальные ли это участники, или, что более вероятно, одни и те же учителя участвовали в конкурсе в разные годы, умножая скромную статистику[34]. В 2020 году, на юбилейный XX конкурс поступило немногим более 500 работ из 42 стран, причем треть из них поступила только из двух стран: 112 (более 20%) из Узбекистана, 56 (более 10%) — из Белоруссии. Единичные заявки поступили из Китая, США, Ирана и Ливана, формируя репрезентативную статистику в части географии[35]. А несколькими годами ранее, в 2016 году, на конкурс поступило лишь 249 заявок из 22 стран[36]. С учетом того, что организаторы конкурса — организации самого высокого уровня и то, что количество российских соотечественников, проживающих за рубежом, более чем значительно, можно было рассчитывать на гораздо большую активность преподавателей русского языка в различных странах мира. Более того, 2020 год в силу пандемических ограничений оказал существенное влияние на переход в онлайн, благодаря чему открылось еще больше возможностей для интерактивного взаимодействия с учителями. Для сравнения, Pearson English, подразделение британской многонациональной издательско-образовательной компании Pearson, проводит аналогичный конкурс для учителей английского языка во всем мире лишь с 2017 года. В 2019 году, то есть, уже на третий год, в этом мероприятии приняло участие немногим менее 500 учителей из 65 стран мира[37].

Вышеприведенные данные позволяют утверждать, что практикуемый ранее «академический» подход должен быть дополнен достижениями, обусловленными развитием и распространением цифровых технологий, позволяющих проводить обучение с использованием интересных, востребованных и актуальных образовательных инструментов и методик. В частности, выступая в декабре 2020 г. на международном мероприятии по взаимодействию с соотечественниками на уровне регионов, один из создателей Российского общества преподавателей русского языка и литературы, соучредитель и издатель журнала «Мир русского слова» С. Голубев обратил особое внимание на то, что интерес к русскому языку неизменно возрастает, благодарю тому, что цифровой инструментарий способствует реализации эффективных проектов и расширению аудитории, в том числе, и за счет привлечения молодых людей. По его словам, «возрастает приток на курсы повышения квалификации, причем молодая аудитория демонстрировала этот тренд и до начала пандемии, осуществляя обучение с помощью электронных учебных пособий и тренажеров»[38].

Существующие подходы не всегда учитывают активизацию на «языковом рынке» международных конкурентов, продвигающих свои инновационные образовательные программы, как это происходит, например, в Киргизии. Американский университет в Центральной Азии (АУЦА) с 1993 года «воспитывает будущих лидеров для демократических преобразований в Центральной Азии»[39]. В Киргизии АУЦА предлагает программы обучения, в частности, управленцев среднего звена на русском языке по широкому спектру специальностей от финансов и высоких технологий, инновационного банковского дела до программной инженерии и социальных трансформаций

Представленные в рамках Комплексного плана мероприятия по продвижению русского языка при размытых, неопределенных формулировках страдают и узким охватом, им недостает фокуса на решение насущных практических задач. Необходима комплексная ревизия существующих практик продвижения русского языка с тем, чтобы обеспечить актуальность, востребованность, масштабирование, тиражирование, а главное — резкое повышение эффективности этой работы. Следует решительно расширять работу по продвижению русского языка, особенно по повышению качества владением русским языком от непосредственно соотечественников на всех русскоязычных граждан в контурах бывшего СССР и странах влияния, поскольку все русскоязычное население за рубежом, будучи воспитанным в советской/русской культуре, обладает потенциалом для поддержки и продвижения интересов России. Данное направление следует воспринимать как большой и серьёзный государственный вопрос, который надо решать в комплексе – в отношении российской образовательной системы и иностранных школ и педагогов русского языка, относящихся к соотечественникам. Для этого требуется обеспечить повышение качества подготовки педагогов русского языка и создать условия для появления и развития литературных и просветительских инициатив.

На идеологическом и концептуальном уровнях необходимо более тесно привязать сферы работы с соотечественниками к текущим животрепещущим задачам, представляющим взаимный интерес как для России, так и для соотечественников, проживающих за рубежом. Следует шире привлекать последних к таким мероприятиям, как заседания Межправительственных комиссий, Рабочих групп и Деловых советов, выделяя и подчеркивая как в ходе их подготовки, так и на самих заседаниях, что поддержка земляков является официальной линией руководства страны. Индикатором успеха таких программ и мероприятий станет их востребованность и полезность для самих соотечественников – показатели, которые можно легко измерить.

Цифровая повестка и актуальные вызовы

При этом в огромной степени на реальное положение дел в сфере работы с соотечественниками влияют и сложно измеряемые факторы.

С одной стороны, эти факторы относятся к социокультурной сфере и связаны с культурными ценностями, традициями и моделями поведения. Сами социокультурные факторы сегодня оказывают большое (хотя и не всегда заметное) влияние на политические, социальные и экономические процессы. С другой стороны – нельзя недооценивать значение цифровой повестки, так как технологическое развитие в корне изменило отношения между государством, обществом и индивидом, позволив коммуникациям стать практически персонально адресными. В комплексе эти факторы дополняют и усиливают друг друга. «Цифра» позволяет говорить со всеми и с каждым, но эта новая коммуникация является таким элементом, который требует особого внимания в части законодательного регулирования и также общественного контроля. Это то, чему нужно серьезно учиться как на уровне международных отношений и в рамках действующих образовательных программ, так и в повседневной жизни. Необходимо воспринимать эту сферу как действительную область нового и перспективного знания. Особая актуальность цифрового направления обусловлена тем, что при новых возможностях, появились и новые риски. Сегодня гораздо легче «внедрить» в общественное мнение спекулятивные и конъюнктурные идеи с помощью манипуляций политическим процессом и фальшивых новостей, чем проверенные факты. Эта составляющая ярко проявляется и в коммуникациях, в которых участвуют соотечественники.

Однако озвучивая растущую роль цифровизации, в том числе, и в политической практике, нельзя делать упор и вообще говорить о полном переходе в онлайн как о единственном перспективном направлении работы с соотечественниками. Пандемия коронавируса несомненно подтвердила ценность живого общения, сотрудничества, солидарности, доказала значение и востребованность гуманитарной составляющей во всех общественных процессах. Конечно, в 2020 году пандемия COVID-19, во многом трансформировав глобализационные процессы и социальные отношения, де факто внесла существенные ограничения в возможности взаимодействия между российскими соотечественниками. В течение всего года русскоязычные СМИ за рубежом сообщали об отмене или переносе многих запланированных мероприятий, другая часть мероприятий была перенесена в онлайн-формат.

При этом вопрос о том, какое сочетание взаимодействия в цифровом пространстве и офлайн среде стало бы оптимальным, требует дальнейшей глубокой проработки. Очевидно, что пандемия безусловно дала импульс сотрудничеству соотечественников в цифровом пространстве. Тем не менее, вопрос актуальной повестки и эффективного формата коммуникации и поддержки не просто по-прежнему остается проблемной зоной, но и актуальность этой темы серьезно возросла, особенно при том, что на рынке коммуникаций существует огромная конкуренция.

Для развития онлайн сотрудничества необходимо проработать и внедрить действительно актуальные форматы и новые эффективные каналы, которые способны мотивировать и объединять людей. В качестве примера современной и перспективной инициативы можно привести автоматизированную информационную систему (АИС) «Молодые соотечественники», запуск которой состоялся в сентябре 2020 года. Среди ее функционала — информационный блок, включающий правовые документы, актуальную контактную информацию российских федеральных структур, информацию об образовании в России для молодых соотечественников. Также АИС предлагает функции для общения и информацию о мероприятиях, причем участники могут не только подать заявку на участие в запланированных мероприятиях, но и пригласить участников платформы на свои мероприятия.

Мы видим, что сегодня ситуация в мире благоприятствует развитию и распространению alt-tech сервисов, альтернативных традиционным социальным сетям и мессенджерам.  Особенно громко в общественном поле  прозвучали скандалы, связанные с жесткой выборочной цензурой Twitter и других соцсетей в отношении аккаунтов Д. Трампа и его сторонников во время и после президентских выборов в США в конце 2020 – начале 2021 года. В этих условиях мощный импульс к развитию получили альтернативные соцсети и мессенджеры, такие как Parler, Gab, Rumble и ряд других, гарантирующие пользователям свободу слова и защиту только от противозаконного контента, в отличие от ставших традиционными платформ, принадлежащих технологическим гигантам[40]. Кроме этого, в мире растет популярность платформ, обеспечивающих защиту конфиденциальности и продвинутые технологии шифрования, среди которых необходимо отметить мессенджеры Signal и Telegram. После изменения политики конфиденциальности WhatsApp, которая анонсировала, что намерена отправлять часть пользовательских данных в Facebook, популярность Signal в мире увеличилась в 42 раза, а Telegram занял второе место в США по использованию после WhatsApp[41]. Среди активно развивающихся международных ресурсов, которые были созданы именно для соотечественников, живущих за рубежом, наиболее успешной является InterNations. Этот ресурс был основан в 2007 году немецкими предпринимателями, и сегодня его пользователями является 3,7 миллиона человек в 168 странах. Платформа позволяет пользователям общаться по вопросам, представляющим взаимный интерес, а также получать экспертные консультации по широкому спектру вопросов, связанных с переездом в другие страны, от получения визы и поиска жилья до помощи в регистрации в качестве налогового резидента в различных странах мира[42]. Таким образом, проекты, подобные АИС «Молодые соотечественники» можно воспринимать в качестве перспективных и актуальных инструментов взаимодействия с российскими соотечественниками, живущими за рубежом. При этом успех данной инициативы будет зависеть от того, насколько в его развитие и продвижение будут вовлечены опытные специалисты по социальным медиа. Несмотря на то, что общественное пространство диктует необходимость развития альтернативных инструментов, АИС предстоит обеспечить высокое качество, чтобы успешно конкурировать с завоевавшими рынок и новыми социальными сетями и мессенджерами. Системе потребуется предложить искушенным пользователям не только востребованный и сбалансированный контент, но и форматы коммуникации, которые смогут заинтересовать и вовлечь во взаимодействие русскоязычную молодежь во всем мире.

Подобные перспективные проекты являются крайне важными и требуют особого внимания, поскольку объективный сравнительный анализ результативности работы с соотечественниками с показателями аналогичной деятельности у других государств (например, американского агентства USAID и др.), к сожалению, объективно говорит об упущенных возможностях с нашей стороны. В качестве отдельного примера можно привести пятилетнюю программу для СМИ в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, финансируемую US AID (2018–2023 гг.). Программа направлена на развитие информационной среды, повышение цифровой грамотности молодежи, а также на вовлечение всего общества в гражданские процессы. Бюджет программы составляет 15 млн долларов США[43].

Невысокий по сравнению с ведущими странами Запада уровень социально-экономического развития, недостаточно развитая бизнес-среда, не столь весомые достижения в сфере культуры (по сравнению с теми, какие мы наблюдали в прошлом) и т.д. — эти проблемы, стоящие сегодня перед Россией, объективно снижают привлекательность нашей страны в глазах молодежи ближнего зарубежья. Кроме того, ситуацию усугубляют системные и идеологические мероприятия, финансируемые из бюджета Госдепартамента США и других государственных и частных (например, Фонд Сороса) источников во всех странах бывшего СНГ, отдельные примеры которых приведены ранее. Однако последствия таких инициатив заметны и по текущей обстановке на Украине, по событиям в Белоруссии, Киргизии, Молдове и т.д.

В целом, применительно к ситуации, связанной с работой с соотечественниками, мы наблюдаем следующие негативные тенденции, характеризующие международную обстановку:

Эти условия требуют анализа рисков и на этой основе мобилизации всех ресурсов для хотя бы частичного ослабления негативных факторов в краткосрочном плане, а в долгосрочном — для выведения на достойный уровень авторитета России как государства, выступающего за общественно-политический прогресс, международную безопасность, утверждение традиционных моральных ценностей, верховенство международного права и справедливости.

Не вызывает сомнений то, что проблемам выхода из текущего положения посвящены многие внешнеполитические инициативы Руководства России, которое на протяжении последнего десятилетия последовательно предлагает объединение усилий всех стран в борьбе с насущными глобальными проблемами. Работа с соотечественниками для достижения этой цели – одно из важнейшей направлений внешней политики, требующее использование всего потенциала государства, общественных объединений и отдельных граждан (не обязательно имеющих русские корни). В мире достаточно много меценатов и просто состоятельных людей, которые высоко ценят вклад нашей страны в мировую культуру, литературу, науку, спорт и т.д. Грамотная организация работы со всеми неравнодушными соотечественниками и людьми, симпатизирующими русской культуре, может привлечь в эту сферу значительные ресурсы.

Актуализация работы с соотечественниками в свете основных рисков

Актуализация Комплексного плана реализации российской политики в отношении соотечественников должна осуществляться вместе с проработкой мероприятий по обеспечению финансовых и профессиональных кадровых ресурсов, необходимых для эффективного взаимодействия с соотечественниками в условиях существующих сегодня политических, технологических и информационных тенденций.

С учетом нестабильной международной ситуации, формирующей новые вызовы для международной политики России, представляется, что предложенная выше корректировка Комплексного плана работы с соотечественниками должна быть осуществлена в максимально короткие сроки и быть направлена на преодоление следующих рисков:

1. Сложившиеся в последние годы «антироссийские» настроения у части наших соотечественников за рубежом, которые зачастую демонстрируют предвзятое отношение к внешнеполитическим инициативам российского руководства.

Например, в Израиле, где численность русскоязычных граждан составляет минимум 15%  всего населения (около 1.5 миллиона человек), централизованная работа с соотечественниками осуществляется в рамках Координационного совета, регулирующего работу организаций российских соотечественников в Израиле[44]. Этот Совет объединяет около 30 общественных организаций русскоязычных израильтян, в которых участвует примерно 30 тысяч русскоязычных израильтян. В 2017 году в названии КСОРС (изначально Координационный совет организаций российских соотечественников) слово «российских» было заменено на «русскоязычных», поскольку в Израиле негативно воспринимают аффилиацию с Россией, полагая, что в этом случае организация или субъект автоматически становится инструментом пропаганды. В том же году из КСОРС вышли некоторые организации[45]. Не менее ярким в этом отношении событием является поступок члена КСОРС И. Зеэва, возглавляющего «Ассоциацию дружбы и сотрудничества граждан Израиля и России» и Содружество израильтян-выходцев из Ленинграда-Санкт-Петербурга, который в октябре 2020 г. опубликовал открытое письмо и дал несколько интервью в СМИ, в которых заявил, что выходит из Координационного совета, поскольку не может «находиться в подчинении или даже просто в сфере влияния иностранного государства»[46]

Эта ситуация подводит к следующему риску, который взаимосвязан с указанным выше.   

2. Неэффективность действующей системы структурного взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Текущие коллизии в части иерархии между различными организациями, неясность профессионального профиля и функционала различных структур, наличие непонятных и самозваных организаций и персоналий, заявляющих, что они «уполномочены представлять соотечественников», сами по себе формируют политические, экономические и репутационные риски.

К примеру, в Нидерландах, в государстве, где численность выходцев из стран бывшего СССР составляет около 105 тысяч человек, работа с соотечественниками проводится на базе Нидерландского Совета Российских Соотечественников (НСРД). Совет существует (с разными названиями) около 15 лет[47]. В течение ряда лет в руководстве организации происходят серьезные разногласия по поводу организации и методов работы, нередко переходящие в область грубой полемики, тиражируемой в информационных ресурсах. Свидетельством яркого деструктивного активизма является деятельность Г. Пастернака, бывшего ранее членом правления Совета, и впоследствии занявшего антироссийскую позицию, который активно распространяет в цифровом пространстве враждебные заявления о движении российских соотечественников в стране[48].

Кроме этого, в НСРД в течение долгого времени продолжаются конфликтные ситуации между руководителями и активистами, апофеозом которых стали взлом официального сайта Совета и чуть позже заявление всех членов Бюро Совета о сложении их полномочий в 2019 году[49]

В этой связи требуется тщательная «инвентаризация», пересмотр и анализ списка авторизованных государственных и общественных объединений и респектабельных «послов дружбы», действующих на этом поле, так же, как и подбор ключевых и перспективных стейкхолдеров для дальнейшего интенсивного развития.

3. Возросшая роль новых цифровых коммуникационных технологий, в частности, мессенджеров, информационных платформ и социальных сетей в развитии политических процессов, наряду с огромными возможностями, о которых написано выше, несет и колоссальные риски. В текущих условиях продукты ИКТ становятся не просто субъектами, но и модераторами масштабных политических действий. В частности, президентские выборы 2020 года в США показали, что соцсети и мессенджеры стали, по меньшей мере, полноправными игроками на поле идеологического влияния. Поэтому, как мы уже отметили, целесообразно задаться вопросом эффективности оказываемой поддержки соотечественникам в онлайн-формате. Для этого необходимо профессиональное исследование вопроса — как следует оказывать поддержку соотечественникам в дистанционном режиме с именно наибольшей эффективностью. Контроль информационных рисков требует отказа от беспорядочного использования существующих механизмов коммуникации, а также серьезного анализа целесообразности использования каждого отдельного инструмента с учетом долгосрочной перспективы.

4. В результате победы Д. Байдена на президентских выборах в США высока вероятность дальнейшей эскалации напряженности в международных отношениях и агрессивных проявлений по отношению к России. В этих условиях наши соотечественники могут подвергаться давлению к ослаблению связей с исторической родиной, что в свою очередь потребует реализации продуманных дополнительных «компенсационных» проектов сверх уже задействованных платформ, таких как RT или Sputnik.

Необходимо налаживать систему эффективной коммуникации с соотечественниками, которая позволит:

Последний тезис требует особого внимания в части планирования и реализации. На концептуальном уровне необходимо разорвать порочный круг, в котором определенные организации и зарубежные СМИ, регулярно получающие поддержку со стороны российских государственных структур, невольно способствуют расколу в рядах соотечественников, как, например, в Нидерландах и Израиле. Во многом это происходит потому, что такие проекты часто воспринимаются частью соотечественников как предвзятые и пропагандистские, и не способствуют укреплению солидарности.

В качестве отдельного направления необходимо активизировать работу с русскоязычным населением в странах СНГ и ЕАЭС, для чего потребуется определить и согласовать общие цели этой работы, разработать и утвердить стратегию и тактику совместных действий по их достижению с учетом актуальной повестки на уровне межгосударственного и межкультурного взаимодействия.

Следует рассмотреть возможность создания общероссийского форума/конференции/союза или другой организационной формы постоянного взаимодействия соотечественников именно из стран бывшего СССР, поручив кураторство его деятельности одному из действующих авторитетных глав субъектов Российской Федерации. Председательство в соответствующих тематических секциях (например, по географическому, этническому или конфессиональному признаку) возможно поручить другим действующим главам отдельных субъектов Российской Федерации.

5. В качестве отдельного риска на текущем этапе работы с соотечественниками следует рассматривать ситуацию на Украине. Текущие сложности обусловлены многочисленными провокациями и массированным наступлением на интересы русскоязычного населения этой страны, легитимированным недавними решениями украинского руководства. В частности, в 2020 году вступил в силу закон «О полном общем среднем образовании», предусматривающий сокращение преподавания на русском языке[50]. А в начале 2021 года на Украине вступила в силу норма закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», согласно которой вся сфера обслуживания переходит исключительно на украинский язык[51]. В этой связи следует выделить Украину в качестве отдельного направления деятельности, а также провести оценку и серьезный пересмотр сложившегося положения дел, чтобы подготовить комплексные планы соответствующих мероприятий (и их финансирования) по коренному перелому ситуации.

6. Серьезным вызовом является ситуация, обусловленная внешней политикой Турции. В последние годы это государство последовательно и настойчиво реализует имперские амбиции, в том числе, в ряде бывших советских республик Черноморского и Каспийского регионов, в которых подавляющее русскоязычное население нуждается в серьезной защите от продвигаемых идей пантюркизма, подразумевающего тюркскую интеграцию под эгидой Турции. Для этой цели турецкое руководство активно использует лоббистские ресурсы, образовательные технологии и экономические рычаги — «мягкую силу», в результате  которой, в частности, с 2018 года Казахстан начал поэтапный перевод казахского языка с кириллицы на латиницу по турецкому образцу. Этот переход должен завершиться к 2025 году[52].

Необходимым вектором развития этого сегмента представляется интенсификация взаимодействия с соотечественниками во всем регионе, включая саму Турцию, в качестве необходимого ответа на вызовы действующего турецкого руководства.

7. Отдельной чувствительной зоной является международная социально-экономическая обстановка в контексте коронавирусной пандемии. Проведенный социологической компанией YouGov опрос в 16 странах об отношении к вакцинам от коронавируса различного производства, результаты которого были опубликованы в январе 2021 года, показал, что в целом наиболее благожелательное отношение в странах его проведения вызывали вакцины из Германии, Великобритании и Канады. Отношение к российским вакцинам оказалось лучше всего у жителей Индии и Мексики, а хуже всего у англичан и датчан[53]. Необходимо с помощью соотечественников формировать доброжелательное отношение к предпринимаемым Россией мерам борьбы с вирусом, а также к успешному продвижению на международном рынке российских вакцин и лечебных препаратов.

8. Не в последнюю очередь, необходимо принимать во внимание перспективы и риски в рамках развития сотрудничества с соотечественниками на региональном и муниципальном уровне.

Что касается Москвы, то еще в 2003 году был принят Закон «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы», согласно которому «целями деятельности органов государственной власти города Москвы по поддержке соотечественников являются:

1) взаимодействие с федеральными органами государственной власти при оказании поддержки и помощи соотечественникам в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом правового регулирования в иностранных государствах;

2) создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для эффективного участия города Москвы в проведении единой государственной политики в отношении соотечественников;

3) использование потенциала соотечественников для реализации задач культурного, научного, экономического и социального развития города Москвы»[54].

В том же 2003 году был создано государственное учреждение города Москвы «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом — Московский Дом соотечественника» в качестве организационного и координирующего центра взаимодействия московских учреждений, деловых, научных и других московских организаций города с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом[55].

Также в 2003 году была утверждена концепция создания и управления организациями «Дом Москвы» — представительских структур города Москвы за рубежом для обеспечения сотрудничества органов исполнительной власти, организаций и предприятий Москвы с зарубежными партнерами в экономической, научно-технической, культурной и гуманитарной областях, а также поддержки российских соотечественников за рубежом. Согласно данной концепции, Дома Москвы  должны тесно сотрудничать с организациями соотечественников за рубежом, содействовать участию различных объединений соотечественников за рубежом в реализации программ поддержки соотечественников за рубежом, принятых Правительством Москвы[56]. В настоящее время такие представительства существуют в Бишкеке, Вильнюсе, Ереване, Минске, Риге, Софии, Сухуме и др.

Серьезная правовая база и значительная инфраструктура Москвы по работе с соотечественниками требуют в настоящее время серьезной ревизии в части оценки эффективности текущей работы, пересмотра и координации дальнейшего развития деятельности с заинтересованными государственными и общественными структурами. Главным критерием целесообразности такой деятельности является масштаб взаимодействия с заинтересованными сторонами и развития партнерских отношений. Актуальность этого направления обусловлена тем, что сегодня международные связи на муниципальном уровне выступают ключевыми драйверами экономического развития, позволяющими осуществлять апробацию инновационных социально-экономических форматов, в том числе, в рамках взаимовыгодного сотрудничества с российскими соотечественниками.

Более того, международные связи на уровне регионов и городов позволяют обеспечить коммуникации, сглаживающие острые углы мировой политики за счет продвижения категорий экономической целесообразности и культурного сотрудничества[57]. Перезагрузка и развитие взаимодействия Москвы с соотечественниками в условиях новых требований и возможностей, позволит укрепить и развивать связи с соотечественниками и зарубежными партнерами в целях устойчивого развития, во многом минимизировав представленные выше риски. На основе московского опыта следует пересмотреть и адаптировать нормативное поле международного муниципального сотрудничества, и далее впоследствии тиражировать и масштабировать развитие международных и внешнеэкономических связей на другие российские города и регионы, в том числе, и в части взаимодействия с соотечественниками.

Заключение

Поддержка соотечественников за рубежом представляет собой важную задачу внешней политики России. Актуальность и значение этой работы подтверждены программными документами, принятыми руководством страны в целях проведения государственной политики на качественно новом уровне. Новые требования подразумевают необходимость разворачивать проводимые мероприятия на все зарубежное население, причастное русскому языку и культуре.

Масштабная деятельность по поддержке и развитию взаимодействия с соотечественниками требует ревизии существующей системы, проведения глубокого анализа эффективности проводимых мероприятий и перезагрузки всей системы. Выполнение этой работы требует обеспечения ресурсами, в том числе, соответствующего финансирования от отечественных государственных и финансовых структур, благотворительных фондов, меценатов и других источников. Таким образом, необходимо провести аудит, пересмотр и актуализацию Комплексного плана основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, желательно на трехлетний период по схеме подготовки и утверждения федерального бюджета Российской Федерации. Для решения всех вышеназванных задач потребуется постановка конкретных долгосрочных и краткосрочных целей на самом высоком уровне, а также формулирование миссии и способов ее совершенствования.

Представляется целесообразным рассмотреть отдельно вопрос повышения уровня руководства работой с соотечественниками за рубежом до верхних эшелонов государственной власти, и внести соответствующие предложения с учетом текущей занятости как самого президента Российской Федерации, так и председателя Правительства и председателей соответствующих палат Федерального Собрания РФ.

Постоянно действующим организационным механизмом мог бы стать Совет по работе с соотечественниками (по типу Консультативного совета по иностранным инвестициям), который бы на своих ежегодных заседаниях обсуждал и вырабатывал рекомендации по путям решения самых актуальных вопросов этой сферы, таких как совершенствование системы предоставления российского гражданства, пенсионное обеспечение соотечественников (которые плодотворно проработали в России или за рубежом в интересах нашей страны), образование в России для детей соотечественников, меры по защите жизненно важных интересов соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, и многое другое.

Очевидно, что лидирующие позиции в формулировании стратегических задач в этой области и подготовке практических рекомендаций для рассмотрения Руководством страны, должны оставаться за МИД России. Также представляется целесообразным усилить координирующую роль Россотрудничества совместно с другими организациями и объединениями в подготовке рекомендаций, методических указаний, организационного и финансового обеспечения проводимых мероприятий в этой сфере для использования на уровне практического взаимодействия с соотечественниками за рубежом.   

Список используемых источников и литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» от 31.08.1994 № 1064 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 21. Ст. 2383
  2. Владимир Путин выступил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом 31 октября 2018 года // Администрация Президента России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59003 (дата обращения: 25.01.2021).
  3. Выступление В.В. Путина на Конгрессе соотечественников проживающих за рубежом 11-12 октября 2001 г. // РОО «Мир Науки и Культуры» URL: http://nature.web.ru:8002/db/msg.html?mid=1193140 (дата обращения: 25.01.2021).
  4. Закон г. Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы» от 23.09.2009 № 37 // Газета «Тверская, 13». 2009 г. № 126.
  5. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ // Российская газета. 1999 г.  № 107
  6. Федеральный конституционный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 2020 г.  № 55.
  7. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. — Париж: Издательства ЮНЕСКО, 2005. — 239 с.
  8. Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018–2020 годы // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/activity/compatriots/commission/-/asset_publisher/ic6G4m61ZGUP/content/id/3208269 (дата обращения: 25.01.2021).
  9. Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021–2023 годы // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/ru/activity/compatriots/commission/-/asset_publisher/ic6G4m61ZGUP/content/id/4518864 (дата обращения: 25.01.2021).
  10. Мероприятие по взаимодействию с соотечественниками на уровне регионов 10.12.2020 // Исследования и дискуссионная площадка АНО «ЦРДК» URL: https://dataethics.ru/2020/12/24/international-event-2020/ (дата обращения: 25.01.2021).
  11. МИД России финансирует и втягивает общественных деятелей Израиля в политику // News Ru NL URL: http://www.newsru.nl/index.php/ru/compatriots/1385-mid-rossii-finansiruet-i-vtyagivaet-obshchestvennykh-deyatelej-izrailya-v-politiku (дата обращения: 25.01.2021).
  12. Опрос: отношение к вакцинам из РФ лучше всего в Мексике и хуже всего в Британии и Дании // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/10474867 (дата обращения: 25.01.2021).
  13. Переход на латинскую графику в Казахстане: веление времени // NUR.KZ URL: https://www.nur.kz/1766581-perehod-na-latinskuu-grafiku-v-kazahstane-velenie-vremeni.html?utm_source=clipboard&utm_medium=article-fragment (дата обращения: 25.01.2021).
  14. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам2 от 08.12.1995 № 1476-1 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации.  — 1995 г.  — № 52.  — Ст. 5131
  15. Распоряжение № 288-РМ «Об утверждении концепции создания организаций «Дом Москвы» за рубежом» // mos.ru URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/12363220/ (дата обращения: 25.01.2021).
  16. Распоряжение от 29 января 2003 года N 115-РП «О создании государственного учреждения города Москвы «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом — Московский Дом соотечественника»». // АО «Кодекс» URL: http://docs.cntd.ru/document/3642064 (дата обращения: 25.01.2021).
  17. Россия: программа репатриации соотечественников пробуксовывает // Eurasianet URL: https://russian.eurasianet.org/россия-программа-репатриации-соотечественников-пробуксовывает (дата обращения: 25.01.2021).
  18. Сидоров А. А. Об актуальных вопросах международного муниципального сотрудничества // Экономические стратегии. — 2020. — №7. — С. 32-43.
  19. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» от 11.08.1994 № 1681 // Российская газета. 1994 г. № 156
  20. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 30.11.2016 № 640 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016 г. № 49.  Ст. 6886
  21. Украина запретила русский в сфере обслуживания // МИА «Россия сегодня» URL: https://ria.ru/20210116/ukraina-1593313629.html (дата обращения: 25.01.2021).
  22. Учителя русского языка из 42 стран приняли участие в Пушкинском конкурсе // Фонд «Русский мир» URL: https://russkiymir.ru/news/281649/ (дата обращения: 25.01.2021).
  23. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике» Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 23 июля 2010 г. № 179-ФЗ // Российская газета. 2010 г. № 164.
  24. Шипилов А. В. Российские соотечественники: эволюция статуса, внимания и понимания // Власть. — 2017. — №10. — С. 129-135.
  25. 2019 Pearson English Global Teacher Award // Midobay.com URL: https://midobay.com/2019-pearson-english-global-teacher-award/ (дата обращения: 25.01.2021).
  26. Association of Americans Resident Overseas // AARO URL: https://www.aaro.org/about-aaro/who-we-are (дата обращения: 25.01.2021).
  27. Bevolking; geslacht, leeftijd, generatie en migratieachtergrond // Statline NL URL: https://opendata.cbs.nl/statline/#/CBS/nl/dataset/37325/table?fromstatweb (дата обращения: 25.01.2021).
  28. Central Asia Media Program // USAID URL: https://www.usaid.gov/central-asia-regional/fact-sheets/central-asia-media-program (дата обращения: 25.01.2021).
  29. Government Policy Programme for Expatriate Finns for 2017–2021 // Ministry Of The Interior Publications 12/2018 URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/160817/SM_12_2018.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 25.01.2021).
  30. Immigration and International Migration // The State of Israel URL: https://www.cbs.gov.il/en/subjects/Pages/Immigration-and-International-Migration.aspx (дата обращения: 25.01.2021).
  31. ‘Los niños de Rusia’: los exiliados, desertores e inadaptados que regresaron a España // TITANIA COMPAÑÍA EDITORIAL, S.L. URL: http://www.elconfidencial.com/cultura/2017-06-13/los-ninos-de-rusia-moreno-izquierdo-franco-espana-ursss_1398660/ (дата обращения: 25.01.2021).
  32. Nancy L. Green, Expatriation, Expatriates, and Expats: The American Transformation of a Concept, The American Historical Review, Volume 114, Issue 2, April 2009, Pages 307–328, https://doi.org/10.1086/ahr.114.2.307
  33. Our Mission // American Citizens Abroad URL: https://www.americansabroad.org/about/ (дата обращения: 25.01.2021).
  34. Piccoli L. (2020) Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Swiss Citizens Abroad. In: Lafleur JM., Vintila D. (eds) Migration and Social Protection in Europe and Beyond (Volume 3). IMISCOE Research Series. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51237-8_21
  35. Población extranjera por Nacionalidad, comunidades, Sexo y Año. // Organización Estadística en España URL: https://www.ine.es/jaxi/Datos.htm?path=/t20/e245/p08/l0/&file=02005.px#!tabs-tabla (дата обращения: 25.01.2021).
  36. Swiss Abroad // Federal Department of Foreign Affairs FDFA URL: https://www.eda.admin.ch/eda/en/fdfa/living-abroad/fifth-switzerland.html (дата обращения: 25.01.2021).
  37. Turkish Citizens Living Abroad // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs URL: http://www.mfa.gov.tr/the-expatriate-turkish-citizens.en.mfa (дата обращения: 25.01.2021).
  38. What expatriates bring // The Economist Newspaper Limited URL: https://eiuperspectives.economist.com/economic-development/what-expatriates-bring/blog/what-expatriates-bring (дата обращения: 25.01.2021).

[1] В 4-ом томе Толкового словаря на стр. 271 представлено определение: «рожденный в одном отечестве, отчизне; соотчич, нашеземец (своеземец), единоземец (одноземец), соземец, земляк, родович, родинич, сородич; рожденный в одном с кем государстве, или в одной губернии, или однодеревенец».

[2]  Более подробно см.: Пушкин А. С., История Пугачёва (1834 г.), Толстой Л. Н., Юность (1857 г.), Салтыков-Щедрин М. Е., Современная идиллия (1883 г.) и др.

[3]. Толковый словарь русского языка: В 4 т. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940. Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1940. — 1502 стб. Стб. 383.

[4] Закон Российской Федерации «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ // Российская газета. 1999 г.  № 107.

[5] Указ Президента Российской Федерации «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» от 11.08.1994 № 1681 // Российская газета. 1994 г. № 156. Акт правительства Российской Федерации «Постановление Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом»» от 31.08.1994 № 1064 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. № 21. Ст. 2383

[6] Шипилов А. В. Российские соотечественники: эволюция статуса, внимания и понимания // Власть. — 2017. — №10. — С. 129-135.

[7] Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам» от 08.12.1995 № 1476-1 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации.  — 1995 г.  — № 52.  — Ст. 5131

[8] Выступление В.В. Путина на Конгрессе соотечественников проживающих за рубежом 11-12 октября 2001 г. // РОО «Мир Науки и Культуры» URL: http://nature.web.ru:8002/db/msg.html?mid=1193140 (дата обращения: 25.01.2021).

[9] Владимир Путин выступил на VI Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом 31 октября 2018 года // Администрация Президента России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/59003 (дата обращения: 25.01.2021).

[10]  Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 23 июля 2010 г. № 179-ФЗ // Российская газета. 2010 г. № 164.

[11] Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 30.11.2016 № 640 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016 г. № 49.  Ст. 6886

[12] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 2020 г.  № 55.

[13] Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018–2020 годы // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/activity/compatriots/commission/-/asset_publisher/ic6G4m61ZGUP/content/id/3208269 (дата обращения: 25.01.2021).

Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021–2023 годы // Министерство иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/ru/activity/compatriots/commission/-/asset_publisher/ic6G4m61ZGUP/content/id/4518864 (дата обращения: 25.01.2021).

[14] Подробнее см.: Медведева Т.А. , Бушуева С.В. Российское зарубежье ХХ века: особенности формирования, адаптации и сохранения национальной идентичности российской эмиграции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, . — 2016. — №2. — С. 32-41.

[15] Демографический понятийный словарь / Под ред. проф. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2003. – 352. С. 169.

[16] Подробнее см.: Юдина Т.Н. Социология миграций: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2006. — 270 с.

[17] К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. — Париж: Издательства ЮНЕСКО, 2005. — 239 с.

[18] What expatriates bring // The Economist Newspaper Limited

URL: https://eiuperspectives.economist.com/economic-development/what-expatriates-bring/blog/what-expatriates-bring (дата обращения: 25.01.2021).

[19] Swiss Abroad // Federal Department of Foreign Affairs FDFA URL: https://www.eda.admin.ch/eda/en/fdfa/living-abroad/fifth-switzerland.html (дата обращения: 25.01.2021).

[20] Piccoli L. (2020) Diaspora Policies, Consular Services and Social Protection for Swiss Citizens Abroad. In: Lafleur JM., Vintila D. (eds) Migration and Social Protection in Europe and Beyond (Volume 3). IMISCOE Research Series. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-51237-8_21

[21] Government Policy Programme for Expatriate Finns for 2017–2021 // Ministry Of The Interior Publications 12/2018 URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/160817/SM_12_2018.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 25.01.2021).

[22] Turkish Citizens Living Abroad // Republic of Turkey Ministry of Foreign Affairs URL: http://www.mfa.gov.tr/the-expatriate-turkish-citizens.en.mfa (дата обращения: 25.01.2021).

[23] Our Mission // American Citizens Abroad URL: https://www.americansabroad.org/about/ (дата обращения: 25.01.2021).

[24] Association of Americans Resident Overseas // AARO URL: https://www.aaro.org/about-aaro/who-we-are (дата обращения: 25.01.2021).

[25]  Record year for Americans giving up citizenship // Incisive Business Media (IP) Limited URL: https:// https://www.internationalinvestment.net/news/4022627/record-americans-giving-citizenship (дата обращения: 25.01.2021).

[26] Why expat Americans are giving up their passports // BBC URL: https://www.bbc.com/news/35383435 (дата обращения: 25.01.2021).

[27] Nancy L. Green, Expatriation, Expatriates, and Expats: The American Transformation of a Concept, The American Historical Review, Volume 114, Issue 2, April 2009, Pages 307–328, https://doi.org/10.1086/ahr.114.2.307

[28] Why are white people expats when the rest of us are immigrants? // Guardian News & Media Limited URL: https://www.theguardian.com/global-development-professionals-network/2015/mar/13/white-people-expats-immigrants-migration (дата обращения: 25.01.2021).

[29] In Hong Kong, Just Who Is an Expat, Anyway? // WSJ URL: https://www.wsj.com/articles/BL-272B-222 (дата обращения: 25.01.2021).

[30]  Россия: программа репатриации соотечественников пробуксовывает // Eurasianet URL: https://russian.eurasianet.org/россия-программа-репатриации-соотечественников-пробуксовывает (дата обращения: 25.01.2021).

[31] ‘Los niños de Rusia’: los exiliados, desertores e inadaptados que regresaron a España // TITANIA COMPAÑÍA EDITORIAL, S.L. URL: http://www.elconfidencial.com/cultura/2017-06-13/los-ninos-de-rusia-moreno-izquierdo-franco-espana-ursss_1398660/ (дата обращения: 25.01.2021).

[32] Población extranjera por Nacionalidad, comunidades, Sexo y Año. // Organización Estadística en España URL: https://www.ine.es/jaxi/Datos.htm?path=/t20/e245/p08/l0/&file=02005.px#!tabs-tabla (дата обращения: 25.01.2021).

[33] Понятие «Русский мир» имеет множество значений, охватывающих как область историко-философских абстракций, так и конкретные политические программы. В данном случае мы имеем в виду совокупность российских соотечественников, живущих за рубежом. Более подробно о Русском мире:  Тишков В. А. Русский мир // Российский народ: история и смысл национального самосознания. — Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 2013. — С. 519—618.

[34] Любовь к русскому. «РГ» принимает 50 лауреатов 19-го Международного Пушкинского конкурса из 21 страны // ФГБУ «Редакция «Российской газеты» URL: https://rg.ru/2019/09/05/kak-nachinalsia-i-chto-teper-znachit-pushkinskij-konkurs.html (дата обращения: 25.01.2021).

[35] Учителя русского языка из 42 стран приняли участие в Пушкинском конкурсе // Фонд «Русский мир» URL: https://russkiymir.ru/news/281649/ (дата обращения: 25.01.2021).

[36] Объявлены победители Пушкинского конкурса для учителей русского языка // Российское образование URL: https://edu.ru/news/education/obyavleny-pobediteli-pushkinskogo-konkursa-dlya-uc/ (дата обращения: 25.01.2021).

[37]  2019 Pearson English Global Teacher Award // Midobay.com URL: https://midobay.com/2019-pearson-english-global-teacher-award/ (дата обращения: 25.01.2021).

[38] Мероприятие по взаимодействию с соотечественниками на уровне регионов 10.12.2020 // Исследования и дискуссионная площадка АНО «ЦРДК» URL: https://dataethics.ru/2020/12/24/international-event-2020/ (дата обращения: 25.01.2021).

[39] American University of Central Asia URL: https://www.auca.kg (дата обращения: 25.01.2021).

[40] Более подробно: Parler : https://parler.com ; Rumble: https://rumble.com

[41] После изменения политики WhatsApp популярность Signal взлетела на 4200%, а Telegram вышел на второе место в США // Habr URL: https://habr.com/ru/news/t/537040/ (дата обращения: 25.01.2021).

[42] How to Be an Expatriate in 2020 // The New York Times Company URL:

(дата обращения: 25.01.2021).

[43] Central Asia Media Program // USAID URL: https://www.usaid.gov/central-asia-regional/fact-sheets/central-asia-media-program (дата обращения: 25.01.2021).

[44] Immigration and International Migration // The State of Israel URL: https://www.cbs.gov.il/en/subjects/Pages/Immigration-and-International-Migration.aspx (дата обращения: 25.01.2021). 

[45] МИД России финансирует и втягивает общественных деятелей Израиля в политику // News Ru NL URL: http://www.newsru.nl/index.php/ru/compatriots/1385-mid-rossii-finansiruet-i-vtyagivaet-obshchestvennykh-deyatelej-izrailya-v-politiku (дата обращения: 25.01.2021).

[46] Совет да нелюбовь // ИСРАГЕО URL: https://www.isrageo.com/2020/10/22/sovet382/ (дата обращения: 25.01.2021).

[47] Bevolking; geslacht, leeftijd, generatie en migratieachtergrond // Statline NL URL: https://opendata.cbs.nl/statline/#/CBS/nl/dataset/37325/table?fromstatweb (дата обращения: 25.01.2021).

[48] Григорий Пастернак: Посольство в Нидерландах проводит политику, прямо противоположную той, о которой говорит Президент России // ИА REGNUM URL: https://regnum.ru/news/polit/1425728.html (дата обращения: 25.01.2021).

[49] Приостановление деятельности БЮРО НСРС // НСРС URL: https://ncrc.nl/priostanovlenie-deyatelnosti-byuro-nsrs/ (дата обращения: 25.01.2021).

[50] Зеленский подписал закон об образовании, который урежет обучение на русском языке // ТАСС URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7974723 (дата обращения: 25.01.2021).

 [51]Украина запретила русский в сфере обслуживания // МИА «Россия сегодня» URL: https://ria.ru/20210116/ukraina-1593313629.html (дата обращения: 25.01.2021).

[52] Переход на латинскую графику в Казахстане: веление времени // NUR.KZ URL: https://www.nur.kz/1766581-perehod-na-latinskuu-grafiku-v-kazahstane-velenie-vremeni.html?utm_source=clipboard&utm_medium=article-fragment (дата обращения: 25.01.2021).

[53] Опрос: отношение к вакцинам из РФ лучше всего в Мексике и хуже всего в Британии и Дании // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/10474867 (дата обращения: 25.01.2021).

[54] Закон г. Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы» от 23.09.2009 № 37 // Газета «Тверская, 13». 2009 г. № 126.

[55] Распоряжение от 29 января 2003 года N 115-РП «О создании государственного учреждения города Москвы «Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом — Московский Дом соотечественника»». // АО «Кодекс» URL: http://docs.cntd.ru/document/3642064 (дата обращения: 25.01.2021).

[56] Распоряжение № 288-РМ Об утверждении концепции создания организаций «Дом Москвы» за рубежом // mos.ru URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/12363220/ (дата обращения: 25.01.2021).

[57] Сидоров А.А. Об актуальных вопросах международного муниципального сотрудничества // Экономические стратегии. — 2020. — №7. — С. 32-43.

Текущая ситуация и перспективные инструменты эффективного взаимодействия с соотечественниками
Текущая ситуация и перспективные инструменты эффективного взаимодействия с соотечественниками

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *