Статья «Этика как ключевой элемент коммуникации»

Безопасность человека и устойчивое развитие общества перед  вызовами глобальных трансформаций. Двадцать четвертые  Вавиловские чтения: материалы международной  междисциплинарной научной конференции
Безопасность человека и устойчивое развитие общества перед вызовами глобальных трансформаций. Двадцать четвертые Вавиловские чтения: материалы международной междисциплинарной научной конференции

Статья Олега Гурова «ЭТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ КОММУНИКАЦИИ» опубликована в сборнике Материалов XXIV ВАВИЛОВСКИХ ЧТЕНИЙ — международной междисциплинарной научной конференции на тему «Безопасность человека и устойчивое развитие общества перед вызовами глобальных трансформаций» (3 декабря 2020 года).

Сборник материалов доступен по ссылке здесь, статью Олега Гурова «Этика как ключевой элемент коммуникации» можно скачать здесь или прочитать ниже.

При цитировании использовать ссылку:

Гуров, О. Н. Этика как ключевой элемент коммуникации / О. Н. Гуров // Безопасность человека и устойчивое развитие общества перед вызовами глобальных трансформаций. Двадцать четвертые Вавиловские чтения; Материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 ч. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет. – 202 1. – Ч. 1. – с. 37-44

О.Н. Гуров

Институт философии РАН, Москва; ИОМ РАНХИГС, Москва

O.N. Gurov

RAS Institute of Philosophy, Moscow; IOM RANEPA, Moscow

ЭТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ КОММУНИКАЦИИ

Ethics as a key element of communication

Аннотация. Общим знаменателем всех актуальных общественных процессов является актуальность и востребованность этичной коммуникации. Целенаправленный и многоуровневый интерактивный информационный обмен формируют этические и ценностные отношения между всеми его участниками. Цена  вопроса высока, поскольку коммуникации могут быть направлены и на нанесение непоправимого ущерба обществу, поскольку они способны стимулировать отчуждение, ненависть и нести другие деструктивные последствия. Возможно, современное общество уже готово разработать единый кодекс этичной коммуникации, который включит как описание общих этических универсалий, свод норм и правил в области коммуникации в целом и в отдельных коммуникационных каналах, так и специфические правила и нормы для различных этапов коммуникационных процессов.

Аbstract. The common denominator for all current social processes is the relevance of ethical communication. Purposeful and multilevel interactive information exchange forms ethical and value relationships between the stakeholders. Cost of the issue is high, since communications can also be aimed at causing irreparable harm to society and can stimulate alienation, hatred and many other destructive consequences. We hope that the modern society is ready to develop a unified code of ethical communication, which will include both a description of general ethical universals and a set of rules and regulations in the field of communication in general and for individual communication channels, as well as specific rules and norms for various stages of communication processes.

Ключевые слова. коммуникации, этика, этика коммуникации, кризис, доверие, солидарность, этический кодекс

Key Words. communication, ethics, communication ethics, crisis, trust, solidarity, ethical code

         Для современного общества характерны разнонаправленные процессы – с одной стороны, нельзя отрицать глобализацию, интеграцию всех общественных процессов в планетарном масштабе, беспрецедентную мобильность на всех уровнях, от мобильности международного капитала до микромобильности городских жителей [1]. С другой стороны, мы наблюдаем тенденции, обусловленные пандемией коронавируса и осуществлением масштабных мероприятий по ее преодолению – во многом эти процессы, направленные в другую сторону, связаны с введением и поддержанием ограничений в различных сферах. Однако какое направление не доминировало бы, общим знаменателем для всех процессов остается актуальность и востребованность этичной коммуникации. Коммуникацию мы будем рассматривать в самом широком смысле – как комплекс всех форм общественного взаимодействия в рамках осуществления связи, общения, обмена информацией и/или сведениями, и пр. 

         Д. Белл, американский социолог, журналист и публицист, сформулировавший теорию постиндустриального общества, и утверждавший, что технологии утратят «императивный» характер, превратятся в инструмент повышения производственной эффективности, обратил внимание и на значение и востребованность этических норм и стандартов для коммуникации. Белл писал: «… контроль над информацией чаще всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее незаконным обнародованием, и чтобы предотвратить эти злоупотребления, необходимы институциональные ограничения в сфере информации» [2, с. 340].

         Процессы общественного развития не оставляют сомнения в том, что общество массово и безвозвратно погрузилось в процессы целенаправленного и многоуровневого интерактивного информационного обмена. Эти процессы необходимо воспринимать в контексте того, что они, в частности, формируют этические и ценностные отношения между участниками всеобъемлющего коммуникационного процесса, который в свою очередь конструирует новую масштабную систему коммуникационных связей на основе различных сред или даже измерений, каких как информационная техносфера; инфосфера, документосфера, сенсоросфера, семиосфера, ноосфера, медиасфера [3, c.48].

         В этом контексте этика коммуникации не представляется чем-то принципиально новым. Она является вполне разработанной и уже достаточно исследованной концептуальной и даже практической сферой. Остается необходимым лишь подчеркнуть, что актуальность и перспективность этой категории коммуникации несет сегодня особенную и даже фундаментальную важность для осознанной деятельности и независимого мышления современного человека, его эффективного взаимодействия в контекстах различных культур и каналов коммуникации. Более того, мы должны признать, что этичные коммуникации служат главным общественным целям – поддержанию ценности и достоинства личности, а также продвижению этических установок: стремлению к справедливости, ответственности и взаимному уважению.

         Таким образом, этика коммуникации осваивает проблематику, связанную с определением и оценкой того, что представляет собой добро и зло в различных аспектах и проявлениях коммуникативного взаимодействия. Поскольку как коммуникации, так и этика явно или неявно составляют часть любого социального взаимодействия, повседневная жизнь каждого человека неизменно наполнена осознанной (а часто и несознаваемой) этической рефлексией.

         Сложно переоценить значение этики именно в коммуникации, ведь общение, выстраиваемое на негативных и эксплуатационных основаниях, таких как неуважение, обман или агрессия, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе несет разрушительные последствия. Мы сталкивается с примерами таких подходов достаточно часто, возможно, даже избыточно. Актуальность этой проблематики подтверждается тем, что на рынке научно-популярной литературы востребованы издания, предлагающие прикладные психологические инструменты для выживания и процветания в токсичной деловой среде. Примером может служить популярная книга психолога О. Джеймса «Искусство офисных интриг», имеющая проясняющий всё подзаголовок «Как построить успешную карьеру в мире лжи. Подстав и грязной игры». [4]. Ранее по этому поводу в пьесе «За закрытыми дверями высказался и Ж.-П. Сартр: «Эти пожирающие взгляды. Так вот он какой, ад! Ад – это Другие!» [5, c. 556].

         Формы, которые считаются приемлемыми и то, как на практике осуществляются коммуникации, говорят об уровне нравственной культуры общества и отдельного человека. В масштабе субъекта коммуникации это отражает моральное сознание человека, включающее определенный набор установок, чувств и в широком смысле компетенций.

         В течение последнего столетия гуманитарные науки вплотную подошли к необходимости найти ответы на вопрос, как сформировать этичный мир в условиях повсеместного распространения коммуникации. В частности, исследуя этот феномен в контексте экзистенции, то есть, ключевых особенностей человеческого бытия, К. Ясперс разводит «экзистенциальную коммуникацию» и общение, осуществляемое в рамках повседневной жизни. Философ обозначает экзистенциальную коммуникацию как высший тип общения, и человек, чья сущность не может быть объективирована через опыт и рассудочные заключения, «раскрывается» в своей полноте именно в процессе общения. Поэтому проблема коммуникации «проходит красной нитью через все его философское творчество» [6, c. 5-26].

         Создатели и исследователи в области теории коммуникации У. Липпман, Ч. Мертон, М. Маклюэн, Ю. Хабермас, К.О. Апель, и другие, отмечали актуальность этических аспектов коммуникации. В частности, по мнению Апеля, сформировавшего теоретические основания этого подхода для решения нравственных проблем общества, этика коммуникации лежит в основе конструктивного диалога между людьми для «реализации идеального коммуникативного сообщества в реальном» [7, c.331].

         Этот «категорический императив» коммуникации проявляется во всех общественных процессах. В частности, в области корпоративной этики, лежащей на стыке экономической и социальной областей, этика коммуникации подразумевает не только и не столько «экологически чистый» пиар. Здесь речь об институциональных и управленческих практиках, создающих благоприятные условия для всех заинтересованных участников, включая акционеров и потребителей, руководителей и сотрудников, конкурентов и общества в целом.

         Цена  вопроса очень высока, поскольку при противоположном подходе коммуникации могут быть направлены на нанесение непоправимого ущерба обществу. В этом случае они стимулируют отчуждение и ненависть, вовлекают субъектов в маргинальные и преступные сообщества, создаваемые на основе деструктивных и ложных ценностей. Неэтичные коммуникации распространяют фейковые (фальшивые) новости, которые разрушительно действуют на общественное сознание, стирая грань между добром и злом, правдой и ложью. Поэтому в пространстве настоящего этика коммуникации направлена на решение насущных и практических задач – верификации и оценки приемлемости, создания баланса и формирования диалога между приверженцами разнообразных ценностей. Задача многоуровневая, поскольку коммуникация сегодня подразумевает сложнейший массив переплетающихся технологий, от давно ставших традиционными печати, радио и телевидения, до продвинутых интерактивных цифровых инструментов коммуникации.

         Хотя под этической ответственностью по большому счету понимается довольно простая вещь – говорить правду, не так просто обеспечить реализацию и даже понимание, поскольку это требование относится к сложнейшим обстоятельствам, сформировавшимся в результате экспонентного развития науки и технологий. Сегодня мы можем предложить такие принципы этичной коммуникации, как:

•        Всеобщий доступ к инструментам и всем форматам коммуникации в целях развития потенциала и достижения благополучия человека, семьи и общества;

•        Направленность коммуникации на достижение правды и справедливости;

•        Неприемлемость коммуникации, которая провоцирует насилие, имеет оскорбительный характер, выражает нетерпимость и ненависть;

•        Осуществление коммуникации с учетом возможных краткосрочных и долгосрочных последствий для всех субъектов;

•        Формирование атмосферы взаимного уважения с учетом различных особенностей и потребностей у субъектов коммуникации.

         В этой связи вспомним, что коммуникационные технологии, производящие и распространяющие информацию, в настоящее время представляют собой джунгли Амазонки – это и лёгкие планеты, и рай для одних, и ожесточенное поле военных действий для других. Ставки здесь очень высоки, можно только наблюдать, как мультимедийные компании ведут настоящую войну в планетарном  масштабе — Pearson PLC (Великобритания), Microsoft и Disney (США), империя Мердока и Sony (Япония) [8]. Эти компании не занимаются производством и продажей продуктов питания или промышленных товаров, а осуществляют контроль над полным циклом коммуникации, работая с видео, изображениями и текстами, данными, программным обеспечением и на более высоком уровне – со смыслами и их трансляцией. По сути, деятельность таких компаний, обеспечивающих коммуникацию на всех уровнях, перелицовывают само человеческое существование, формирует качественно новые системы, и даже больше — цифровые мегасистемы. Эта стремительная эволюция (или даже революция по историческим масштабам) коммуникации происходит не только в концептуальном или корпоративном, и даже политическом пространстве. Она всеобъемлющая, охватывает все общественные сферы, от международных отношений до повседневности: финансовая система, фондовый рынок, все виды СМИ – все то, что представляет собой глобальную и продвинутую систему цифровой коммуникации, сливается с коммуникацией  на межличностном и персональном уровне, интегрируя и коммуникации в электронной почте, мессенджерах и социальных сетях.

         Таким образом, общественная жизнь в настоящее время претерпевает сложные изменения, обусловленные распространением цифровых технологий, в первую очередь, обеспечивающие коммуникации, и этика необходима в качестве путеводной нити в этом пока дремучем лесу, где битве политических и корпоративных гигантов соседствует низкий уровень цифровой грамотности и дезориентация у субъектов.

         Итак, цифровизация всех сфер общественной жизни – если не главная,  то очень важная часть текущих процессов, и ее этическая составляющая, как мы показали раньше, это не абстракция, а ключевой элемент, непосредственно влияющий на все основания общественной жизни и на повседневность. В политическом и экономическом контексте индикатором благополучия общества и положительного состояния экономики является высокий уровень ответственной свободы. Сочетание этих понятий, ответственности и свободы, может быть качественно оценено через призму того, насколько в обществе и его институтах распространены ответственные, этичные коммуникации.

         Безусловно, феномен «этичности» зачастую имеет понятную субъективную коннотацию в том смысле, что каждый человек ежедневно применяет свое личное понимание в повседневной жизни, принимая решения и осуществляя коммуникации, определяющие его общественные отношения. При этом мы должны снова обратить внимание, что реализация этичной коммуникации в деле формировании и реализации стратегии государственного и общественного развития, является задачей гораздо более сложной и не такой прозрачной. Однако в текущем переломном 2020 году, мы не уже можем абстрагироваться от необходимости учитывать этическую составляющую коммуникации любого масштаба. Технократический подход продемонстрировал свою непригодность, текущие явления представляют убедительные доказательства, свидетельствующие о кризисе техногенной цивилизации, и требуют управление дальнейшим развитием на основе социогуманитарных ценностей [9]. Сегодня в сфере коммуникации мы наблюдаем рост и даже доминирование страха и ощущений угрозы, которые часто перевешивают понимание о необходимости осознать процессы коммуникации в новой социальной реальности, разработать, принять и использовать этические принципы [10]. Тем более становится очевидным, что в контексте текущей ситуации ценности становятся насущной проблемой, их значение становится важнее, чем когда-либо прежде.

         События текущего, 2020 года, во многом обусловленного пандемией COVID-19, заставляют убедиться, что коронакризис сопровождается не менее масштабной инфодемией — информационной пандемией. Совсем недавно на сайте Всемирной организации здравоохранения была опубликована статья «Управление инфодемией COVID-19» [11].  В статье декларируется, что сегодня борьба с биологическим явлением в планетарном масштабе впервые в мировой истории сопровождается использованием продвинутых информационных технологий, социальных медиа и инструментов пиара. При этом эти же технологии несут ответственность за распространение инфодемии, негативный эффект которой отражается на всех общественных сферах в том же глобальном масштабе. Это еще одна иллюстрация того, как междисциплинарные вопросы, явно лежащие на стыке политики, технологического развития, бизнеса и коммуникации, имеют общий знаменатель – этику коммуникации.

         Внимание всех общественных институтов к формированию и применению этического кодекса для коммуникации, представляет собой направление, обусловленное как концептуальными, так и практическими соображениями. Здесь наиболее показательными могут служить примеры, связанные с обеспечением безопасности и конфиденциальности личных данных субъектов коммуникации. Вспомним о масштабном скандале вокруг деятельности компании Cambridge Analytica, которая использовала личную информацию многих десятков миллионов пользователей Facebook для манипуляции политическим процессом, в частности, во время президентской кампании в США и референдума о Брексите в 2016 году. Случай  Cambridge Analytica приобрел настолько острую актуальность, что рефлексия по ее поводу из общественного обсуждения перешла в практическую правовую плоскость. Группа активистов под названием Facebook You Owe Us (англ. Фейсбук, ты нам должен) подала коллективный судебный иск на соцсеть за неправомерное использование данных почти миллиона британских пользователей. Группа активистов заявляет, что пользователи ожидали от Facebook, что их личные данные будут использоваться ответственно, прозрачно и законно. И что, не сумев защитить эти данные от злоупотребления, Facebook нарушил закон. Поэтому соцсеть должна нести ответственность и возместить ущерб в очень серьезных объемах [12].  Этот пример демонстрирует, что общественное восприятие возлагает на  таких значимых субъектов как государство и крупный бизнес субсидиарную ответственность за осуществление этичных коммуникаций, как от своего имени, так и от имени всех их партнеров и контрагентов.

         Развитие этичной коммуникации на любом уровне невозможно без искренности и доверия – понятий, позволяющих преодолеть деструктивные установки и обратиться к вопросам морали в качестве формирующих основу элементов общественной жизни [13]. Если в ядре коммуникации отсутствует искренность, как мы наблюдали, например, в печальной истории взаимодействия «Аэрофлота» и его клиента М. Чумаченко, чьи кошки погибли после авиаперелета из Нью-Йорка в Москву, общественное мнение уже не принимает формально правильные слова, за которыми стоит бездушная корпорация, бездумно следующая стандартным инструкциям. Поэтому этическая составляющая коммуникации должна быть действительно интегрирована не только в декларации, но и во все коммуникации.

         Предыдущий пример намеренно представляет еще доковидную реальность, чтобы доказать, что этическая составляющая коммуникации приобрела ключевое значение много раньше текущих процессов трансформации и переосмысления всех сфер жизни, с чем мы столкнулись в результате пандемии. В качестве же примера достойной, этичной и искренней коммуникации сегодняшнего дня можно привести международную флешмоб акцию #StayAtHome и ее российский аналог #СOVIDнепобедит, которую запустили врачи, призывающие бороться с пандемией всем вместе. Для этой цели врачи фотографируются в халатах и медицинских масках с мини-плакатами, одна из самых популярных надписей на которых: «Оставайтесь дома ради нас» [14]. Безусловно, такие истории, размещаемые в социальных медиа, привлекают гораздо больше внимания, вызывают эмпатию и обеспечивают качественно лучшее вовлечение, чем любые официальные документы, новости и обращения. Это очевидно, потому что правильная и востребованная коммуникация всегда является этичной, поскольку формирует доверие, демонстрирует открытость, оказывает поддержку незащищенным и создает условия для вовлечения общества в решение чувствительных и сложных проблем.

         В заключение отметим, что говоря об этике коммуникации, которую, в частности, составляют доверие и искренность, необходимо отдать должное и такой категории как солидарность. Без преувеличения тот мир, в котором мы живем сегодня, нуждается в солидарности. Коронакризис стал убедительным поводом, чтобы те субъекты общественных отношений, которые действительно исповедуют этичность, начали проявлять солидарность во всех формах коммуникации. Предложенные выше примеры позволяют утверждать, что мы находимся на этапе общественного развития, когда сливаются теория и практика, осмысление и деятельность, считавшийся ранее бездушным бизнес и человечность. Все это вселяет надежду, что мы сможем научиться проверять все коммуникации на ту самую «человечность» и двигаться вперед, не забывая об этических нормах и нравственных ценностях.

         Современные коммуникации и все связанные с ними процессы характеризуются тем, что их нормы создаются, меняются и становятся практиками непосредственно в ходе процесса коммуникации. Поэтому этичность коммуникации обусловлена главным образом тем, в какой мере все агенты коммуникации участвуют в создании и применении установок, формирующихся и становящихся нормой. Возможно, современное общество уже близко подошло или даже готово к разработке единого кодекса этичной коммуникации, который будет содержать как описание общих этических универсалий и свод норм и правил в области коммуникации в целом и отдельных коммуникационных каналов, так и специфические правила и нормы для различных этапов коммуникационных процессов.

Литература:

1.      Микромобильность: тренд формирующий один из наиболее ёмких мировых стандартов // Международный независимый институт анализа инвестиционной политики, 202 URL: http://мниап.рф/analytics/Mikromobilnost-trend-formiruusij-odin-iz-naibolee-emkih-mirovyh-standartov/ (дата обращения: 16.12.2020).

2.      Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. . Белл // Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс. – 1986. – с. 330-342

3.      Ильганаева, В.А. Социальные коммуникации. Словарь-справочник (теория, методология, деятельность) / В. А. Ильганаева. − Харьков: КП «Городская типография», 2009. − 392 с.

4.      Оливер, Д. Искусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игры / Д. Оливер. – М.: Эксмо, 2015. – 304 с.

5.      Сартр Ж.-П. Пьесы : пер. с фр. / Жан-Поль Сартр. – М. : Гудьял-Пресс, 1999. – 560 с.

6.      Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. — М.: Политиздат, 1991. – 527 с.

7.      Апель, К. О. Априори коммуникативного сообщества: Трансформация философии / К. О. Апель. – М. : Логос, 2001. – 340 с.

8.      Murdoch and his children have toppled governments on two continents and destabilized the most important democracy on earth. What do they want? // The New York Times Company URL: https://www.nytimes.com/interactive/2019/04/03/magazine/rupert-murdoch-fox-news-trump.html (дата обращения: 16.12.2020).

9.      Лепский В.Е. От техногенной к социогуманитарной цивилизации // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 1-й Международной конференции (8-9 февраля 2018 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2018 URL: http://keldysh.ru/future/2018/18.pdf doi:10.20948/future-2018-18

10.    Человек в мире Интернета: взаимопонимание, конфликт или сосуществование? // relga.ru URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3585&level1=main&level2=articles (дата обращения: 16.12.2020).

11.    Managing the COVID-19 infodemic: Promoting healthy behaviours and mitigating the harm from misinformation and disinformation // WHO URL: https://www.who.int/news/item/23-09-2020-managing-the-covid-19-infodemic-promoting-healthy-behaviours-and-mitigating-the-harm-from-misinformation-and-disinformation (дата обращения: 16.12.2020).

12.    Facebook sued over Cambridge Analytica data scandal // BBC URL: https://www.bbc.com/news/technology-54722362 (дата обращения: 16.12.2020).

13.    Not your mother’s morals: An interview with Jonathan Fitzgerald // Religion News Service URL:

(дата обращения: 16.12.2020).

14.    «СOVID не победит». Россия присоединилась к международному флешмобу против коронавируса // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/8056525 (дата обращения: 16.12.2020).

Авторская справка: ГУРОВ Олег Николаевич, МBА, соискатель на степень кандидата философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, г. Москва, Россия. Преподаватель, Институт отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия. E-mail: gurov-on@ranepa.ru 

Author’s Bio: GUROV Oleg Nicolaevich, MBA, applicant for PhD in Philosophy, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation. Lecturer, Institute of Industrial Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation. E-mail: gurov-on@ranepa.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *