Доклад «Киборг: от художественного образа к компьютерной системе»


Олег Гуров. Киборг: от художественного образа к компьютерной системе

16 апреля 2021 года Олег Гуров выступил с докладом «Киборг: от художественного образа к компьютерной системе» на международном молодежном междисциплинарном семинаре «Философия искусственного интеллекта», организованном НСМИИ при Президиуме РАН, молодежной секцией «Философия ИИ», философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова, философским факультетом ГАУГН.

Тезисы доклада:

Человеку всегда было свойственно стремиться к самосовершенствованию, преодолению своей природы и естественных «границ». На протяжении истории даосы, мистики, алхимики стремились в своих практиках по сути именно к этой цели. Поэтому трансгуманисты всего лишь облекают в новую форму старые как мир идеи. Киборги не являются концептом даже середины XX века, задолго до изобретения термина британский писатель Дж. Конрад в памятном 1917 году опубликовал пьесу «Кровь и железо», главный герой которой – созданный из «миллиона калек» и искусственных частей тела Солдат 241, которому, кстати, не занимать гуманизма. Чуть позже, в 1920 году, родился образ робота, близкого родственника киборгу, а оба они были ответом культуры на начавшуюся дегуманизацию жизни вследствие индустриализации и мировой войны. Этот процесс продолжился в течение всей первой половины века, и позже был усилен развитием общества потребления. Концепция киборга сегодня развивается под воздействием нескольких факторов: принципы инклюзивности требуют обеспечения человека с ограниченными возможностями техническими приспособлениями для полноценной жизни, и, говоря только об ампутациях, мы имеем в виду около миллиона людей в год. Развитие и внедрение в повседневность продвинутых технологий, в частности, «умной одежды», также способствует вольному или невольному превращению человека в киборга. И кроме этого, киборгианская повестка в какой-то степени в целом входит в моду, становится трендом, в первую очередь, для создания более ценного, ликвидного, модного и даже эффективного тела, пользуясь постмодернистскими понятиями о телесности.

Массовая культура внесла свою лепту в формирование образа киборга и на его «прописку» в ряду культурных явлений современности. Хотя название пришло в культуру из серьезных исследований М. Клайнса, очень скоро литература и кинематограф стали использовать этот образ в качестве одной из метафор технологического прогресса. При этом в большинстве самых лучших проиведений, таких как фильм «Робокоп» П. Верховена, следуя традиции Дж. Конрада, киборг более человечен, чем биологический человек. Думается, что в массовой культуре различие между человеком, роботом, киборгом, андроидом и т.д. – в-основном, терминологическое. Мы можем наблюдать, как искусственно созданные личности и антропоморфные структуры очеловечиваются, а человек, напротив, часто дегуманизируется, теряет свою априорную исключительность.

Видео выступления можно посмотреть и послушать здесь:

h

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *