Статья «Коронавирус — новая точка отсчёта. От техногенной цивилизации к неизвестному будущему»

В номере 2(22) журнала Sociotime (Социальное время) опубликована статья Гурова О.Н. и Сафонова М.С. «Коронавирус — новая точка отсчёта. От техногенной цивилизации к неизвестному будущему».

Статью можно скачать здесь по ссылке или прочитать ниже на сайте. При цитировании просьба использовать ссылку:

Сафонов М. С., Гуров О. Н. Коронавирус — новая точка отсчета. От техногенной цивилизации к неизвестному будущему // SocioTime / Социальное время. – 2020. – № 2(22). – С. 36-45. – DOI: 10.25686/2410-0773.2020.2.36

УДК 101.1:316; 02.41.51

Коронавирус — новая точка отсчёта. От техногенной цивилизации к неизвестному будущему

М.С. Сафонов

Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва (Россия)

О.Н. Гуров

Институт отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва (Россия)

Введение.

Заявленная тема непосредственно затрагивает актуальную проблему пандемии коронавируса. В статье проводится философский анализ текущего состояния техногенной цивилизации через призму стремительных потрясений всех общественных систем в результате пандемии COVID-19. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время развитие техногенной цивилизации основано исключительно на научно-техническом прогрессе. При этом законы науки используются и для управления социальными и общественными процессами. В данных условиях очевидна необходимость рассмотреть риски и угрозы цивилизации, которые накладывает технократический подход, а также возможности, имеющиеся в арсенале культуры и цивилизации, для обеспечения дальнейшего развития.

Методы.

В качестве основных методов исследования выступили аналитический, системный и синергетический подходы, которые в совокупности позволяют раскрыть глубину контекстов исследуемой темы.

Основные идеи исследования, полученные результаты и их обсуждение.

На основании проведенного исследования делается предположение о том, что существующей системе координат недостает социально-этического измерения. Пандемия коронавируса, заставившая пошатнуться все основные институты цивилизации, является показательным примером тому, как шатко и бесперспективно положение техногенной цивилизации в текущих условиях. В статье раскрывается позиция о необходимости формирования новой этической системы, нового мировоззрения, которое будет способным объективно отразить и дать трезвую оценку происходящим процессам в цифровом и физическом мире. Формирование новой парадигмы, в основу которой лягут социально-этические положения, является спасательным кругом для человечества в условиях кризиса основных категорий цивилизации и культуры. Новое мировоззрение позволит не допустить разрушения того, что созидалось веками, и станет платформой для дальнейшего прогресса с учетом человеческого измерения.

Заключение.

Итогом исследования стал вывод о необходимости консолидации частных и разрозненных инициатив, направленных на обеспечение стабильного и устойчивого развития, во всеобъемлющую программу, которая сможет учесть особенности и интересы всех участников общественных процессов и будет направлена на формирование человеко-ориентированной системы координат. Результаты работы могут быть полезны в междисциплинарном поле исследований цивилизационных процессов.

Ключевые слова: Техногенная цивилизация, коронавирус, мета-паразит, потребление, кризис.

Введение

В современном мире политика и экономика, гуманитарные и точные науки переплетены настолько, что невозможно отделить одно от другого. С одной стороны, нет сомнений в том, что успешное развитие общества, прогресс, решение любых проблем на макро- и микроуровнях уже невозможно без соответствующего технического обеспечения. С другой стороны, развитие технологий и сама техногенная цивилизация ставит под угрозу само существование человечества.

В настоящее время мы наблюдаем такие масштабные явления, как завершение глобализационных процессов и разрушение системы однополярного мира. В результате сдвигов фактически тектонического масштаба, модель функционирования цивилизации оказалась в определенном кризисе. Возможно утверждать, что концепция техногенной цивилизации не является полностью состоятельной, что подтверждается фактом существования и даже увеличения критических для выживания человека и социума рисков и угроз, включающих как экологическую составляющую, так и собственно саму техносферу как таковую. Пандемия коронавируса и связанные с ней явления являются печальной и убедительной иллюстрацией. США больше не супердержава, Китай выиграл Третью Мировую войну, не сделав ни одного выстрела, и никто не смог помешать этому, а европейцы не так образованны, как кажется.

Возможно, технологии и стали своего рода важнейшим стратегическим инструментом в обществе и определяют его жизнеспособность и конкурентоспособность. Однако процесс их развития выходит за привычные рамки чисто технической проблемы, поскольку содержит в себе широкий комплекс философских аспектов, что обусловливает острую необходимость адекватной оценки его влияния на теоретические и практические аспекты всех видов деятельности.

Особенно актуально данная ситуация предстает в тех реалиях, с которыми мы столкнулись только что. Уроки, которые мы получаем, начиная с декабря 2019 века, когда практически все умы человечества занимает такое явление, как COVID-19, требуют всеобъемлющего философского исследования.

Методы.

   К числу главных методов проведенного исследования можно отнести аналитический и системный подходы, которые позволяют раскрыть глубину контекстов исследуемой темы, а также синергетический подход, с помощью которого сделана попытка описать проблематику техногенной цивилизации в текущей ситуации. По мнению авторов, исследуемая проблематика в наиболее адекватной форме может быть описана совокупностью применяемых подходов, поскольку данный комплекс позволяет детально выявить проблематику и предложить варианты дальнейшего развития.

Основные идеи исследования, полученные результаты и их обсуждение.

          Теоретически, техногенная цивилизация — это тип цивилизации, которая основана на постоянном изменении природы и общества, используя постоянно обновляющиеся научные достижения в производстве. Это довольно поздний продукт человеческой истории. Принято считать, что она впервые возникла в Европе, где в XV-XVII столетиях сформировался особый тип развития, связанный с появлением т.н. техногенных обществ. Этот особый тип цивилизаций имеет определяющие признаки, которые в известной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. С эпохи Ренессанса начинает закладываться культурная матрица техногенной цивилизации, которая уже самостоятельно развивается в XVII в., проходя три стадии: сначала — прединдустриальную, затем — индустриальную и наконец — постиндустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится, прежде всего, развитие техники, технологии, в первую очередь, за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной и социальной среды, предметного мира, в котором живет человек. [1]

            Самое главное изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, предполагает то, что ценностью становится сама автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно: там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации. В этом случае человек не является личностью, если не включен в какую-либо корпорацию. В процессе перехода возникает особый тип автономии личности: человек приобретает возможность изменять свои корпоративные связи, он более жестко к ним не привязан. Человек может и способен строить свои отношения с людьми, погружаясь в различные социальные общности, а часто и в разнообразные культурные традиции. Трансформации подобного рода приводят к активным изменениям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно изменяет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее.

            С пониманием деятельности и предназначения человека тесно связан еще один важный аспект ценностных ориентаций, который характерен для культуры техногенного мира. Это понимание природы. Природа предстает как упорядоченное, закономерно устроенное «поле», в котором человек как разумное существо, познавшее законы природы, способен осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль даже в том случае, если они носят характер природной стихии. Сама преобразующая деятельность расценивается как средство, обеспечивающее власть человека и господство над внешними обстоятельствами, которые человек призван подчинить себе. Человек должен из раба природных и общественных обстоятельств превратиться в их господина, а сам процесс этого превращения понимается как овладение силами природы и силами социального развития. Изменяя путем приложения освоенных сил не только природную, но и социальную среду, человек реализует свое предназначение творца, преобразователя мира. Особую значимость приобретает научно-технический взгляд на мир, именно научное познание мира является условием его преобразования. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Категория научности воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни техногенных обществ.

Каждый из нас проживает сейчас странные дни. Мы с удивлением обнаружили, что наша планета быстро восстанавливается и без участия человека, а нефть абсолютно бесполезна в обществе без потребления. Люди сами становятся настоящими вирусами, а богатый человек на самом деле может быть менее защищен, чем бедный. Люди становятся эгоистичными и подлыми, независимо от их социально-экономического положения, когда цены растут, но мы можем потратить миллионы на людей без какой-либо бюрократии. И самое главное, никакие священники, будь они православные или католические, раввины или имамы, не смогут спасти пациентов, и в кризисных условиях медицинские работники стоят больше, чем самые известные футболисты. Мы неожиданно поняли, как животные чувствуют себя в зоопарке. У нас неожиданно поменялась система координат. Большинство людей может работать из дома, наши дети могут прожить без фастфуда, осужденные на лишение свободы за мелкие преступления могут быть освобождены, постоянно мыть руки и соблюдать гигиену не сложно. И вообще, в мире очень много хороших людей.

Но как жить в условиях не только пандемии, но и инфодемии, информационной эпидемии, обилия информации из различных источников, правдивой и фейковой, профессиональной и дилетантской, объективной и субъективной, научной и антинаучной? [8] Как определить в новом информационно-культурном пространстве, где находится правда, или хотя бы соблюсти интеллектуальный и эмоциональный нейтралитет?

Несколько лет назад был предложен новый термин «мета-паразит», понятие, описывающее страх человека перед неизвестными или откровенно враждебными явлениями, которые в условиях информационного общества распространяются способами, подобными тому, как это происходит с паразитарными инфекциями. [3, с. 41-47] В качестве примера реализованной в локальном масштабе на практике концепции мета-паразитизма была приведена история геноцида в Руанде 1994 года, во время которого представители более многочисленной народности хуту, традиционно занимавшей низшую социальную ступень в обществе, уничтожили сотни тысяч тутси, аристократической верхушки общества – паразитов с точки зрения бедняков. При этом идеологи хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить». Массовые убийства и сброс трупов в реки и колодцы, отсутствие возможности для захоронения огромного числа погибших, а также массовые изнасилования, привели к эпидемиям холеры и росту заражений населения паразитарными заболеваниями, то есть, в данной ситуации в единый клубок сплелись явления из политической, социальной, сельскохозяйственной и медицинской сфер.

Аналогичную конструкцию, но уже в планетарном масштабе, мы наблюдаем сегодня – существуют болезнь, вирус, инфекция в физическом мире, и параллельно с ней возникает такой же вирус в информационном, культурном пространстве. Эти токсичные и вирулентные явления превращаются в плодотворную почву для разрушительных тенденций в международных отношениях, экономических процессах, культуре – практически во всех сферах жизни. Мы наблюдаем становление настоящей мета-паразитарной конструкции мирового масштаба, и каждый участник информационных процессов выступает активным субъектом и объектом этого процесса.

Пандемия коронавируса затронула практически все сферы хозяйственной жизни и профессиональной деятельности. Рынок труда уже испытывает реальные сложности. По данным одной из рекрутинговых компаний, в феврале 2020 года прекратили принимать на работу 12% работодателей, а в марте это показатель достиг 40%. [7] ТПП РФ, проводя мониторинг сложившейся ситуации, считает, что около 3 миллионов предпринимателей среднего и малого бизнеса могут прекратить свою деятельность, и около 8 миллионов человек рискуют остаться безработными в ближайшей перспективе. [5]

Мы видим, что пандемия затронула буквально все сферы жизни, и, к сожалению, по мнению ряда ученых, это закономерный результат развития техногенной цивилизации. В своих работах, посвященных кризису этой модели развития общества, В.Е. Лепский утверждает, что в техногенной цивилизации базовые ценности, научно-технический прогресс и наука, не уделяют внимания и не учитывают гуманитарную составляющую. Социальные ценности, имеющие колоссальное значение, не входят в данную систему координат. Более того, не берется в расчет управление и контроль социальных процессов с учетом этической составляющей. Угрозы, которые стоят перед нами вследствие развития технологического сегмента экосферы, обусловлены непониманием и неприятием этических и социальных норм. Другими негативными факторами является расширяющаяся пропасть между субъектной и различными видами искусственно создаваемых реальностей (виртуальной, дополненной, смешанной). Отдельно необходимо упомянуть риски, связанные со злоупотреблением результатами развития техносферы, направленными во вред обществу, в частности, для манипуляции различными социальными процессами. [4]

Коллега В.Е. Лепского, советский и российский философ, а также организатор науки, специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки В.С. Степин в свое время писал, что существуют следующие ключевые ценности, могущие существовать и развиваться в комплексе. Это поддержка, развитие и сохранение, как человека, так и всей человеческой культуры и цивилизации, шире – всего человечества. И далее, биосферы и техносферы, которая преодолела границы физического мира, и уже включает цифровую реальность. По мнению В.С. Степина, развитие цивилизации возможно лишь при фокусе на, и при создании условий для успешного развития описанных выше ценностей. При этом важно не забывать ошибки и успехи прошлого для использования лучшего опыта и недопущения повторов промахов. Подобный подход позволит преодолеть слабую позицию техногенной цивилизации, основанной на торжестве потребления и идеалах рыночной экономики, и продемонстрировавшей свою несостоятельность. Скрепляющим звеном всех элементов пост-техногенной цивилизации должны стать этические и моральные ценности, которые станут фирменным знаком и глубинным наполнением новой формации. [6]

Заключение.

Мы должны признать тот факт, что в условиях пандемии коронавируса цифровые технологи прошли реальную проверку. Возвращаясь к теме образования, отметим, что в недавнем прошлом дистанционное образование было отдельным направлением деятельность и являлось альтернативой «оффлайну». Начиная с текущего момента, изменения будут проходить в явочном порядке. По этой причине нам нужен более гибкий подход, подразумевающий, что регулирование будут осуществляться не через федеральные законы, а через подзаконные акты. И это включает в себя не только правовое регулирование, но и необходимость качественного повышения уровня цифровой грамотности. Под цифровой грамотностью в данном случае понимается не только правила работы с гаджетами и компьютерами, но в первую очередь, знакомство и принятие норм и правил работы и коммуникаций в цифровом пространстве.

Сейчас сложно делать какие-то прогнозы, ситуация меняется стремительно, и наши рассуждения носят гипотетический характер, но в этих поистине экстремальных условиях важно, чтобы каждый человек имел доступ к верифицированной информации, в том числе, и от практиков, находящихся на «передовой». Это нужно для сохранения «человеческого», чтобы не отказаться от стандартов гуманизма, либо в пользу системы тотального контроля, либо хаоса и анархии. При этом особенно важен поиск системных подходов в новых условиях. Даже перспективы развития уходят на второй план по сравнению с необходимостью достижения стабильности, и риски высокого уровня безработицы, переход бизнеса в онлайн, необходимость реформирования систем здравоохранения и образования требуют активного участия всех стейкхолдеров общественных процессов для качественного обновления системы.

С правовой точки зрения необходим пересмотр доктрин, которые ранее казались незыблемыми. Сейчас стоит задача проанализировать приемлемые ограничения свободы в условиях чрезвычайной ситуации с учетом необходимости установить такие критерии допустимости, как соразмерность и пропорциональность. Особенно важно в текущих условиях провести различия общего и частного порядка, в частности, требуется составить список людей с особыми потребностями, для которых должны действовать особые правила.

Особый вызов стоит перед системой образования. Нам всем очевидно, что если бы мы строили больше школ, то пришлось бы строить гораздо меньше больниц. Еще до пандемии в нашей стране отмечалось несоответствие стандартов и уровня подготовки специалистов в целом, и говорилось о необходимости принятия неотложных мер для повышения стандарта подготовки специалистов во всех учебных заведениях России и устранения диспропорции в качестве подготовки студентов. Одним из инструментов решения этой задачи является цифровизация, которая позволяет предотвратить разрыв на всех уровнях, неизбежный при недостаточном внимании к развитию технологий. В условиях пандемии коронавируса эти явления получили мощный импульс к развитию, став, по сути, единственным инструментом для коммуникации между администрацией, преподавателями и студентами. При этом, множество поступающих уведомлений и инструкций затрудняет возможность ориентироваться в таком объёме информации. Безусловно, снижается качество образования, так как культура дистанционного образования еще не сложилась.

С учетом того, что в результате биологической эволюции и развития цивилизации и науки возник человек, создавший техногенную цивилизацию, и вместе с этим ему удалось перейти от интеллекта к мышлению и от знания к творчеству, сегодня перед всеми нами стоит задача дальнейшего осознанного развития. [2] Таким образом, речь идет о формировании этической системы, нового мировоззрения, которое объективно оценит все происходящее в цифровом (и столь зависящем от цифры) физическом мире, и учтет необходимость определения новых, требуемых рефлексии, процессов и понятий. Это не должна и не может быть исключительно законодательная инициатива, равно как недостаточно и усилий отдельных организаций, научных, коммерческих или общественных. Необходимо консолидировать разрозненные инициативы в дополняющие друг друга программы развития с вовлечением всех заинтересованных сторон, как создателей, так и потребителей нового знания.

Список литературы:

  1. Бряник Н.В. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н.В. Бряник; отв. ред. О.Н. Дьячкова. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2007. 318 с.
  2. Войцехович В.Э., Вольнов И.Н., Малинецкий Г.Г. Гармония, эволюция, прикладная математика и междисциплинарные подходы // SocioTime / Социальное время. – 2019. – № 3(19). С. 17-29.
  3. Гуров О.Н. «Мета-паразит» как феномен современной массовой культуры. Межкультурная коммуникация: Запад–Россия–Восток: материалы Международной студенческой научно–практической конференции (г. Новосибирск, 08–10 ноября 2017 г.) / под ред. Е.Е. Тихомировой; – Новосибирск: Изд–во НГПУ, 2018. С. 41-47.
  4. Лепский В.Е. Гармония культур в саморазвивающихся рефлексивноактивных средах (От техногенной к социогуманитарной цивилизации) / Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17-19 мая 2018 г. СПб.: СПбГУП, 2018. С. 431-433.
  5. РБК: ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/03/2020/5e7490569a7947467949c77d (дата обращения: 02.04.2020).
  6. Степин В.С. XXI век – радикальная трансформация типа цивилизационно-го развития // Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего: XVII Международные Лихачевские научные чтения, 18‒20 мая 2017 г. СПб.: СПбГУП, 2017 С. 185‒188.
  7. Финмаркет: Какие компании готовятся к увольнениям, а какие набирают персонал. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/5206249 (дата обращения: 02.04.2020).
  8. Хуртц С. Почему инфодемия так же опасна, как и пандемия.INOPRESSA. URL: https://www.inopressa.ru/article/19Mar2020/sueddeutsche/infodemie.html (дата обращения: 06.04.2020).
  9. Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов: монография. – М.: Проспект, 2018. 512 с.

Авторская справка

САФОНОВ Максим Сергеевич, доктор экономических наук, профессор, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Россия. E-mail: upp@igsu.ranepa.ru

ГУРОВ Олег Николаевич, МBА, преподаватель, Институт отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия. E-mail: gurov-on@ranepa.ru

UDC 101.1:316; 02.41.51

REPORT POINT AND NEW VECTOR OF DEVELOPMENT?

FROM TECHNOGENIC CIVILIZATION AND COVID-19 TO THE BRIGHT FUTURE

M.S. Safonov

Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow (Russia)

Gurov O.N.

Institute of Industrial Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow (Russia)

Introduction.

The stated topic directly addresses the urgent problem of the coronavirus pandemic. The article provides a philosophical analysis of the current state of technological civilization through the prism of the rapid upheaval of all social systems as a result of the COVID-19 pandemic. The relevance of the study bases on the fact that at present the development of technogenic civilization focuses solely on scientific and technological progress. Moreover, the laws of science are used to control social and social processes. In these conditions, we need to consider the risks and threats of civilization, which are imposed by the technocratic approach, and the opportunities available in the arsenal of culture and civilization, for further development.

Methods.

The main research methods were analytical, systemic and synergetic approaches, which together allow us to reveal the depth of the contexts of the topic under study.

Results.

Based on the study, the authors made an assumption that the existing coordinate system lacks a socio-ethical dimension. The coronavirus pandemic, which made all the basic institutions of civilization shaky, is a good example of how precarious and unpromising the situation of technogenic civilization is under current conditions. The article reveals the position about the need to form a new ethical system, a new worldview that will be able to objectively reflect and give a sober assessment of the processes taking place in the digital and physical world. The formation of a new paradigm, which will be based on social and ethical considerations, is a lifeline for mankind in a crisis of the main categories of civilization and culture. The new worldview will prevent the destruction of what has been built up over the centuries, and will become a platform for further progress, taking into account the human dimension.

Conclusion.

The result of the study was the conclusion about the need to consolidate private and fragmented initiatives aimed at ensuring stable and sustainable development into a comprehensive program that can take into account the features and interests of all participants in public processes and will be aimed at creating a human-oriented coordinate system. The results of the work may be used in the interdisciplinary field of research on civilizational processes.

Keywords: technological civilization, coronavirus, meta-parasite, consumption, crisis.

References

1. Bryanik N.V. Obshhie problemy filosofii nauki: Slovar’ dlja aspirantov i soiskatelej [General problems of the philosophy of science: Dictionary for graduate students and applicants] / ed. N.V. Bryanik. — Yekaterinburg, 2007, 318 p.

2. Voitsekhovich V.E., Volnov I.N., Malinetskiy G.G. Garmonija, jevoljucija, prikladnaja matematika i mezhdisciplinarnye podhody [Harmony, evolution, applied mathematics and interdisciplinary approaches] // SocioTime / Social time. — 2019 .— No. 3 (19), pp. 17-29.

3. Gurov O.N. «Meta-parazit» kak fenomen sovremennoj massovoj kul’tury [«Meta-parasite» as a phenomenon of modern mass culture] Intercultural Communication: West – Russia – East: Materials of the International Student Scientific and Practical Conference (Novosibirsk, November 08–10, 2017) / Ed. E.E. Tikhomirova; — Novosibirsk, 2018, pp. 41-47

4. Lepsky V.E. Garmonija kul’tur v samorazvivajushhihsja refleksivnoaktivnyh sredah (Ot tehnogennoj k sociogumanitarnoj civilizacii) [Harmony of cultures in self-developing reflective environments (From technogenic to socio-humanitarian civilization)] / Contours of the future in the context of world cultural development: XVIII International Likhachev Scientific Readings, May 17-19, 2018 SPb . St. Petersburg, 2018, pp. 431-433.

5. RBK: TPP predupredila o riske razorenija 3 mln predprinimatelej iz-za virusa [RBC: CCI warned of the risk of ruining 3 million entrepreneurs due to the virus]. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/03/2020/5e7490569a7947467949c77d (accessed: 04/02/2020).

6. Stepin V.S. XXI vek – radikal’naja transformacija tipa civilizacionno-go razvitija [XXI century — a radical transformation of the type of civilizational development] // Global World: systemic shifts, challenges and contours of the future: XVII International Likhachev Scientific Readings, May 18–20, 2017 St. Petersburg, 2017, pp . 185‒188.

7. Finmarket: Kakie kompanii gotovjatsja k uvol’nenijam, a kakie nabirajut personal [Finmarket: Which companies are preparing for layoffs, and which are hiring staff]. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/5206249 (accessed: 02.04.2020).

8. Hurts S. Pochemu infodemija tak zhe opasna, kak i pandemija [Why is infodemia as dangerous as a pandemic?] INOPRESSA. URL: https://www.inopressa.ru/article/19Mar2020/sueddeutsche/infodemie.html (accessed 04.04.2020).

9. Chumakov A.N. Global’nyj mir: stolknovenie interesov: monografija [Global World: Conflict of Interest: Monograph]. — Moscow, 2018, 512 p.

Author’s Bio

SAFONOV Maxim Sergeevich, Doctor of Economics, Professor, Institute of Public Administration and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation. E-mail: upp@migsu.ranepa.ru

GUROV Oleg Nicolaevich, MBA, Lecturer, Institute of Industrial Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation. E-mail: gurov-on@ranepa.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *