Статья «Перспективы и риски применения цифровых технологий для образовательного процесса в условиях непрерывного образования»

В сборнике докладов Международной научной конференции «Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи», проведенной в Москве Национальным исследовательским университетом «МЭИ» 17-18 декабря 2020 г., напечатана статья Олега Гурова «Перспективы и риски применения цифровых технологий для образовательного процесса в условиях непрерывного образования».

Статью можно скачать по ссылке или прочитать здесь. При цитировании просьба использовать ссылку: Гуров О.Н. Перспективы и риски применения цифровых технологий для образовательного процесса в условиях непрерывного образования / О.Н. Гуров // Международная научная конференция «Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи» : сборник докладов..- М.: Издательский дом МЭИ.- 2020.-C. 197-199.

О.Н. Гуров, преподаватель, ИОМ РАНХиГС, Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: непрерывное образование, рынок труда, цифровая трансформация.

В данной статье мы рассмотрим феномен непрерывного образования. Под этим термином мы будем понимать и обучение/образование в течение всей жизни; и образование взрослых, в том числе для освоения ими новых профессий, и в целом совершенствование профессионального уровня на регулярной основе [1, с. 23].

Актуальность непрерывного образования переоценить невозможно хотя бы потому, что в настоящее время меняется качественно и на постоянной основе рынок труда. В одних сферах он ужимается, определенные профессии становятся невостребованными, в других областях, напротив, наблюдается сегодня или пока только прогнозируется нехватка профессионалов. В отчете ВЭФ «COVID-19: Великая перезагрузка» К. Шваб и Т. Маллере отмечают, что образование само по себе представляет собой перспективную сферу с точки зрения формирования рабочих мест и, что еще важнее, способствует мультипликативному социальному эффекту, выражающемуся в потенциале занятости и долгосрочных выгодах для общества в обеспечении равенства, социальной мобильности и инклюзивного развития [2, с. 14]. Эти явления свидетельствует о том, что непрерывное образование являются насущной потребностью, а его требования — это данность, требующая создания условий комплексных и системных.

Впрочем, все это не ново: вспомним историю американского «Ржавого пояса», северо-востока и Среднего Запада США, где в результате деиндустриализации за последнюю половину столетия занятость населения в обрабатывающей промышленности уменьшилась с 40 % (около 20 млн) в конце 1980-х до менее чем 9 % (12 млн) в 2015 г [3, с. 103]. Можно вспомнить и то, какие потрясения претерпело общество в период «промышленной революции» конца XVIII — первой половины XIX в., коренным образом изменившей привычные системы труда и образ жизни во многих социальных стратах. Панацеей от таких потрясений может быть принятие в качестве модели идеального гражданина и работника образа человека Возрождения — универсальную личность. Это непростая задача, но возможностей для этого сейчас больше, чем когда-либо ранее. И в этом нет идеализма и романтики, ведь еще Н.К. Крупская писала, что целью педагогической деятельности является формирование всесторонне развитой личности, обладающей яркой индивидуальностью. При этом она же отмечала, что для такого развития требуется создание оптимальных условий [4, с. 358]. Казалось бы, цифровизация системы образования предоставляет такие условия по самой своей «природе».

Однако все не так просто, поскольку цифровизация образовательных процессов требует совершенствования экономических, административных и социальных управленческих моделей: это комплексная задача. На сегодняшний день мы уже погрузились в интенсивную цифровизацию образования. Это произошло де факто, точнее сказать, мы оказались в ней явочным порядком. Поэтому на текущем этапе представляется целесообразным не только прогнозировать перспективы и возможности, риски и угрозы, но и (а возможно, вынужденно и в первую очередь) сложности текущей ситуации, в которой мы находимся как специалисты и пользователи. Поэтому разговор о необходимости непрерывного образования — проблема большого масштаба. Это вопрос, имеют ли общество и граждане право на эффективное управление. Ответ, безусловно, положительный, поскольку такие права прописаны в статьях 32, 33 Конституции РФ [5]. Понятно, что все озвученные вопросы — рынок труда и социальная сфера, цифровизация процессов и политика — все эти сферы многоуровневые, и все они связаны между собой в первую очередь тем, что для подготовки и разработки актуальных на сегодняшний день управленческих моделей и концепций управления, важно создание системы подготовки кадров для их реализации.

Приведем положительный пример. В Москве реализован опыт сосредоточения программ обслуживания по системе «одного окна» — многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы. Эта система получила поддержку всех социальных групп населения и представляет собой продуманный интерфейс в виде офиса, в котором осуществляется взаимодействие граждан с хорошо подготовленными специалистами. Может быть, вскоре эти офисы перестанут быть актуальными, и все полностью перейдет в цифру. В науке и практике управления городским хозяйством с использованием цифровых технологий Москва, несомненно, занимает одно из ведущих мест в мире. Это вопрос кадров и вопрос подготовки. Говоря об этом проекте, экстраполируя этот опыт на всю Россию, нельзя обойти вопрос системной подготовки управленческих кадров, особенно с учетом требований к специализации и квалификации в различных секторах деятельности.

Другой пример — проведенная реформа здравоохранения вызывает нарекания и демонстрирует симптомы болезни реорганизации: согласно опросу, проведенному фондом «Общественное мнение» в сентябре 2020 г., почти половина опрошенных убеждена, что положение в области медицины неудовлетворительное. Среди основных проблем отмечено недостаточное финансирование и кадровый голод1 . Вызовы появляются с завидной регулярностью и необходимо на них реагировать. Именно 1 Подробнее см. Деньги не лечат: к чему ведет реформа здравоохранения. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/10/ 14/843300-dengi-lechat 198 на таких примерах мы убеждаемся, что подготовка кадров представляет собой востребованную, но непростую во всех отношениях задачу, и это убеждает нас в необходимости разработать и реализовать программу непрерывного образования и постоянного совершенствования по различным профессиональным областям. В этой области цифровые инструменты обучения, повышения квалификации, освоения смежных и новых специальностей представляются очень перспективными. Однако с учетом того, что сфера и методы государственного, регионального, муниципального управления являются очень широкими и охватывают всю полноту номенклатуры от транспорта до медицины, от социальных вопросов до экологии, даже концептуализация и нахождение верного баланса между узкой отраслевой подготовкой и широкой специализацией — системный вопрос, требующий междисциплинарного осмысления. В любом случае ясно, что реализация названных инициатив во многом зависит от материального обеспечения, а расходная часть не всегда напрямую коррелирует с социальной ценностью той или иной деятельности.

В таких условиях эффективным вариантом развития может стать создание институтов государственно-частного партнерства в этих областях, которые выполнят две важнейшие задачи — обеспечат инвестиции и позволят вовлечь общество в процессы управления требуемыми изменениями. Представленные выше тезисы предлагается рассмотреть на примере профессии, которая не обязательно относится к госслужбе, но профессионалы в этой области осуществляют в любом случае взаимодействие с государством. Речь идет о юридической профессии, которая рядом экспертов считается отмирающей, поскольку алгоритмы могут осуществлять ряд функций более экономично и эффективно. Однако более вероятным представляется, что расширение инструментария, предоставляемого цифровыми возможностями, не сделает данную профессию ненужной и устаревшей, а наоборот, создаст более широкие возможности для внедрения права в общественные отношения. С помощью цифровых технологий можно довести право и его возможности до каждого индивида по такому же принципу, как происходит движение в сторону индивидуализации фармакотерапии и внедрения персонифицированной медицины. То есть так же, как лечение и конкретное лекарство с помощью достижений технологического прогресса может доводиться с минимизацией побочных эффектов до каждой клетки, требующей лечения, так и право будет стремиться к тому, чтобы стать эффективным инструментом решения проблем на всех уровнях и для каждого субъекта. Поэтому цифровые технологии должны внедряться в систему юридического образования, поскольку они позволяют обеспечить большие возможности формирования благоприятных условий для обучения: оптимизации процессов обучения с точки зрения дистанционной работы и мобильности, графика обучения, объема аудитории.

При этом образование должно соотноситься с потребностями и возможностями рынка труда. Необходимо наладить систему востребованности, скоординировать обучение с потребностями в специализациях и возможностями системы найма. И с этой стороны цифровые технологии могут стать эффективным инструментом координации, прогнозирования, планирования потребностей государства, работодателей и учебных заведений с точки зрения финансирования и организации обучения для обеспечения высокого качества подготовки студентов по востребованной специализации. Предложенный комплексный подход позволяет наполнить смыслом дополнительное образование в юридической отрасли. Этот вызов особенно актуален в контексте юридической профессии, так как общество в своем развитии нацелено на примат права как на общий знаменатель политических и общественнополитических процессов. Говоря о востребованности и перспективах непрерывного образования, мы должны понимать, что речь идет не только о получении профессии или повышении профессиональной квалификации, но и об обретении совершенно необходимых компетенций в областях, которые мы привыкли относить к частным и повседневным.

Говоря о запросе на непрерывное образование, необходимо обратиться к запросу на компетентность в области финансовой и цифровой грамотности. В первую очередь, этот запрос сформулирован самим обществом, субъектами экономических и социальных отношений. Очевидно, что финансовая и цифровая грамотность — один из рычагов повышения производительности труда. Это простой и не вызывающий сомнений в эффективности инструмент роста благосостояния населения и, следовательно, улучшения экономической ситуации в стране. Сфера достижения финансовой и цифровой грамотности требует особого внимания, и ее неудовлетворительное состояние иллюстрирует поведение российского населения, которому оно следует в отношении собственных сбережений.

Это стратегический вопрос, и существует прямая взаимосвязь между тем, насколько граждане осознают риски и возможности финансовых инструментов и насколько успешно или неудачно реализуются государственные интересы. В этой области, к сожалению, не наблюдается целенаправленной и эффективной работы по повышению финансовой грамотности. В частности, реализация проекта Министерства финансов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» стоимостью более 200 млн долларов США, не позволяет оценить какую-либо пользу от всех этих мероприятий, как заявлено в отчете Счетной палаты РФ. Эксперты дают частные прогнозы и советы, комментарии и рекомендации, что не только не системно, но зачастую вызывает просто негативную общественную реакцию. Достаточно вспомнить бурную реакцию россиян на заявление главы Счетной палаты о возможном изъятии государством денежных средств физических лиц, размещенных в российских банках (На «Финансовой грамотности» чиновники заработали более 200 миллионов долларов // Независимая газета. — https://www.ng.ru/economics/2019-03-28/1_7543_finance.html. Также см.: Кудрин предупредил об ударе следующей стадии кризиса по банкам // РБК. https://www.rbc.ru/finances/13/ 04/2020/5e942e2b9a794789aaf7034e 199). Все это ярко демонстрирует, как отсутствие единой концепции приводит к росту социального напряжения. Складывается своего рода порочный круг.

В этих условиях представляется, что создание единой комплексной программы повышения цифровой и финансовой грамотности населения — задача общегосударственного масштаба и характера, требующая для своей реализации выработки общего инструментария. К основным инструментам относится создание общеобразовательных программ, а также проведение системной и продуманной работы с цифровым и финансовым мракобесием. В первую очередь, речь идет о невообразимых по антинаучности алармистских идеях, например, призывающих к отказу от открытия банковских счетов по псевдорелигиозным соображениям и т.п. Обилие таких кейсов заставляет серьезно относиться к подобным явлениям, поскольку мы живем в состоянии инфодемии, в которой сложно найти различие между правдой и ложью, профессиональным и любительским суждением, научной и антинаучной мыслью. В этих условиях подобные деструктивные идеи имеют тенденцию распространяться в колоссальных масштабах и оказывать большое влияние на общественную жизнь. Это серьезная угроза финансовой и цифровой грамотности и многосторонняя проблема, требующая комплексного решения.

Ситуация усугубляется тем, что такие идеи зачастую продвигаются известными в обществе людьми, и подобные позиции должны подвергаться критике и остракизму на системной основе. С другой стороны, магическая вера населения в альтернативные финансовые инструменты, связанные к криптовалютами и другими продвинутыми технологиями, представляют собой не меньшую угрозу. Для работы в этом направлении необходимо обеспечить цифровое и финансовое просвещение, а также активизировать работу правоохранителей. Таким образом, представленный контур проблем заставляет задуматься о необходимости разработки комплексной программы, которая позволит соответствующим образом распределить ресурсы и усилия государства, чтобы охватывать все возрастные группы населения, начиная с учеников младших и средних классов и заканчивая пенсионерами. Каждый сегмент требует особого подхода, и при формировании дорожной карты мы можем свериться с уже имеющимся международным опытом.

Известно, что в школах Великобритании проводятся специальные занятия по финансовой грамотности и организации правильных покупок в магазинах. Программы обучения создаются на основе инструментов геймификации и учитывают особенности детской психологии. Юных граждан обучают методологии того, как правильно распределять собственные материальные ресурсы даже в самых повседневных делах. Для взрослых существует много офлайн и онлайн практических учебных курсов по тому, как управлять семейным бюджетом, как правильно распределять расходы на покупки в праздничные периоды, как экономить в период распродаж (Подробнее см.: A guide to budgeting / The Bank Workers Charity. https://www.bwcharity.org.uk/guides/money/budgeting. Также см.: Learning about money and financial literacy needs jokes and games say children / Bank of England. https://www.bankofengland.co.uk/news/2020/july/learning-aboutmoney-and-financial-literacy-needs-jokes-and-games-say-children).

Создание и распространение в обществе условий для понимания таких возможностей позволяет экономить существенную часть бюджета домохозяйства. Мировая практика показывает, что отдельные программы направлены и на другие возрастные сегменты, например на пенсионеров. Здесь решается целый комплекс задач. Старшее поколение помимо улучшения собственно финансового положения получает дополнительный потенциал для вовлечения в общественную и даже деловую жизнь. В странах Северной Европы за счет успешной реализации программ повышения цифровой грамотности пенсионеров удалось вовлечь ряд лиц старшего возраста в процессы самоуправления, при этом существенно сократить расходы и повысить эффективность муниципального управления, не говоря уже о том, что эти люди обрели дополнительную мотивацию и интерес к жизни. Успешная реализация описанных выше проектов обусловлена активным применением цифровых технологий, которые позволяют решать многие задачи параллельно. В заключение еще раз отметим, что целесообразным представляется разработка законодателями комплексной программы, включающей отдельные элементы для различных сегментов с привлечением экспертов по финансам, образованию и технологиям. Необходимость внимания к заявленной проблематике обусловлена тем, что в настоящее время в мире важнейшее значение придается созданию, развитию и повышению качества человеческого капитала. Одним из главных инструментов в этом деле является непрерывное образование. Цена вопроса высока, поскольку человеческий капитал олицетворяет интеллектуальный потенциал государства, который в свою очередь представляет собой главную составляющую национального богатства. В этих условиях в России необходимо использовать все возможности по развитию образования и обучения для обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе, а также для успешной конкуренции на рынке человеческого капитала.

Литература

1. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Пешкова В.М. Век живи — век учись: непрерывное образование в России М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. — 310 с.

2. Schwab K., Malleret T. Covid-19: The Great Reset. — Geneva: World Economic Forum, 2020. — 212 p. https://straight2point.info/wpcontent/uploads/2020/08/COVID-19_-The-Great-Reset-KlausSchwab.pdf

3. Путилова Е.С. Географические особенности деиндустриализации США во второй половине XX века // Вестник МГУ. Серия. 5. География. 2018. № 1. С. 102—108.

4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. М.: Изд-во АПН, 1958. Т. 2. Общие вопросы педагогики; Организация народного образования в СССР. — 735 с.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020. № 31. Ст. 4398.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *