Статья Олега Гурова «Человек между техногенной цивилизацией и коронавирусом: новая система координат»

В сборнике материалов V Международной научной конференции «Гуманитарные Губкинские чтения: Информационное общество: пределы и риски – прошлое, настоящее, будущее» напечатана статья Олега Гурова «Человек между техногенной цивилизацией и коронавирусом: новая система координат».

Статью можно скачать в виде pdf-файла здесь:

Также текст статьи представлен ниже.

Гуров Олег Николаевич, преподаватель Института отраслевого менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

E-mail: gurov-on@ranepa.ru

Gurov Oleg, lecturer Institute of Industrial Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation

E-mail: gurov-on@ranepa.ru

Человек между техногенной цивилизацией и коронавирусом: новая система координат

Human between technogenic civilization and coronavirus: a new coordinate system

Аннотация. Текущее состояние техногенной цивилизации характеризуется тем, что ее ключевой основой является научно-технический прогресс,а управляются социальные и общественные процессы по законам науки. При этом в данной системе отсутствует, по сути, социально-этическая система координат. Пандемия коронавируса и связанные с ней явления – печальная и убедительная иллюстрация несостоятельности техногенной цивилизации. В этих условиях необходима этическая система, новое мировоззрение, которое объективно оценит все происходящие в цифровом и физическом мире. Нужно консолидировать разрозненные инициативы в дополняющие друг друга программы развития с учетом интересов всех участников общественных процессов.

Ключевые слова: мета-паразит, коронавирус, техногенная цивилизация, потребление, кризис.

Annotation. Current state of technogenic civilization is characterized by its key basis of scientific and technological progress, and the management of social and social processes is carried out according to the laws of science. Moreover, this system lacks socio-ethical coordinate system. The coronavirus pandemic and all the phenomena associated with it, are a sad and convincing illustration of the failure of technogenic civilization. Under these conditions, there is a need to form an ethical system, a new worldview that will objectively evaluate digital and physical world inportant factors. It is necessary to consolidate disparate initiatives into mutually reinforcing development programs, taking into account the interests of all social processes participants.

Keywords: meta-parasite, coronavirus, technological civilization, consumption, crisis.

В современном мире политическая и общественная жизнь, гуманитарные и точные науки, даже повседневность взаимно переплетены настолько, что некоторую проблематику достаточно сложно отнести к той или иной сфере. С одной стороны, нет сомнения в том, что успешное развитие всех сфер общества, прогресс, решение проблем на макро- и микроуровнях невозможны без технологического обеспечения. С другой стороны, развитие технологий и сама техногенная цивилизация ставит под угрозу даже существование человечества. В настоящее время мы наблюдаем такие масштабные явления, как завершение глобализационных процессов и разрушение системы однополярного мира. В результате таких, по сути, тектонических сдвигов, модель функционирования цивилизации оказалась в определенном кризисе. Необходимо отметить, что данная модель именуется многими учеными «техногенной цивилизацией» и характеризуется тем, что ее ключевой основой является научно-технический прогресс, а управляются социальные и общественные процессы наукой [4, с. 432].

При этом необходимо подчеркнуть, что в данной системе отсутствует социально-этическая система координат, и в своей основе ценности данной категории не учитываются. Поэтому можно утверждать, что концепция техногенной цивилизации не является полностью состоятельной, что подтверждается критическими для выживания человека и социума рисками и угрозами как в экологии, так и в самой техносфере. Пандемия коронавируса и связанные с ней стали являются печальной и убедительной иллюстрацией. Технологии превратились в своего рода важнейший стратегический инструмент общества, определяющий его жизнеспособность и конкурентоспособность. И по этой причине круг вопросов, связанных с созданием новых технологий, на сегодняшний день в обществе очень широк. Особо актуальными видятся философские, и шире, гуманитарные проблемы технологий. Развитие их выходит за привычные рамки технической проблемы, поскольку содержит широкий комплекс философских аспектов, что обусловливает острую необходимость адекватной оценки его влияния на теоретические и практические аспекты сфер познания и деятельности.

Однако, сегодня это стало практической проблемой, имеющей огромное число граней. Каждый из нас проживает сейчас странные дни. В последние десятилетия постоянная трансформация различных сфер жизни была нашей верной и неизменной спутницей, но то, происходит прямо сейчас в масштабе отдельных дней, максимум недель, ставит перед человеком экзистенциальные вопросы. При этом, то что мы наблюдаем воистину в планетарном масштабе, и в чем активно участвуем в социальных сетях, мессенджерах и СМИ, и вслед за этим то, что мы видим в реальности на полках и на кассах супермаркетов, имеет научно-популярное наименование. Это инфодемия – информационная эпидемия, то есть обилие информации из различных источников, правдивой и фейковой, профессиональной и дилетантской, объективной и субъективной, научной и антинаучной. И даже не обилие, а такой её переизбыток, что в этом информационно-культурном пространстве определить, где правда или хотя бы интеллектуальный и эмоциональный нейтралитет в повседневной жизни, представляется крайне сложным. Несколько лет назад мы опубликовали статью, где ввели в гуманитарную науку понятие «метапаразит».

Метапаразит – это метафора страха перед непонятными и враждебными явлениями, которые в условиях информационного общества распространяются подобно паразитарным инфекциям [3, с. 41-47]. В качестве примера (в локальном масштабе) концепции метапаразитизма была приведена история геноцида в Руанде 1994 года, когда представители более многочисленной народности хуту, традиционно занимавшей низшую социальную ступень в обществе, уничтожили сотни тысяч тутси, аристократической верхушки общества – паразитов, с точки зрения бедняков. При этом идеологи хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Массовые убийства и сброс трупов в реки и колодцы, невозможность для захоронения огромного числа погибших, а также изнасилования, привели к эпидемии холеры и росту заражений населения паразитарными заболеваниями, то есть, в данной ситуации в единый клубок сплелись явления политической, социальной, сельскохозяйственной и медицинской сфер. Аналогичную конструкцию в планетарном масштабе мы наблюдаем сегодня – есть болезнь, вирус, инфекция в физическом мире, и параллельно с ней возникает такой же вирус в информационном, культурном пространстве. Эти токсичные и вирулентные явления превращаются в плодотворную почву для роста разрушительных тенденций в международных отношениях, экономических процессах, культуре – практически во всех сферах жизни. Мы наблюдаем становление настоящую метапаразитарную конструкцию мирового масштаба, где каждый участник информационных процессов выступает активным субъектом и объектом.

Пандемия коронавируса затронула практически все сферы хозяйственной жизни и профессиональной деятельности. В первую очередь, рынок труда находится сегодня под серьёзным испытанием. По данным одной из рекрутинговых компаний, в феврале прекратили принимать на работу 12% работодателей, а в марте это показатель достиг 40% [8]. Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ оценила происходящее и считает, что около 3 миллионов предпринимателей среднего и малого бизнеса могут прекратить свою деятельность, и около 8 миллионов человек рискуют остаться безработными в ближайшей перспективе [10].

Важно отметить, что в этой ситуации сложно делать какие-то прогнозы, т.к. она стремительно меняется, и все обсуждения носят гипотетический характер. И в этих поистине экстремальных условиях важно, чтобы каждый человек имел доступ к верифицированной информации, в том числе, от практиков, находящихся на передовой. Это нужно для сохранения «человеческого», чтобы не отказаться от стандартов гуманизма, либо в пользу системы тотального контроля, либо хаоса и анархии. При этом особенно важен поиск системных подходов в новых условиях. Даже перспективы развития уходят на второй план, по сравнению с необходимостью стабильности, а риски высокого уровня безработицы, переход бизнеса в онлайн, реформирование системы здравоохранения и образования требуют активного участия всех стейкхолдеров общественных процессов для качественного обновления системы.

С юридической точки зрения, также нужно пересмотреть постулаты, которые казались незыблемыми. Сейчас задача – проанализировать приемлемые ограничения свободы в условиях чрезвычайной ситуации с учетом необходимости в таких критериях допустимости, как соразмерность и пропорциональность. Особенно важно в текущих условиях разграничить общее и частное, например, составить список людей с особыми потребностями, для которых должны действовать особые правила. Тревожный вызов стоит перед системой образования. Еще до пандемии в нашей стране отмечалось несоответствие стандартов и уровня подготовки специалистов в целом, и говорилось о необходимости неотложных мер для улучшения подготовки специалистов во всех учебных заведениях России и устранения диспропорции в её качестве.

Одним из инструментов решения этой задачи является цифровизация, которая позволяет предотвратить разрыв на всех уровнях, неизбежный при недостаточном внимании к развитию технологий. В условиях пандемии коронавируса эти явления получили мощный импульс, став практически единственным инструментом коммуникации между администрацией, преподавателями и студентами. При этом, множество уведомлений и инструкций затрудняет ориентацию в таком объёме информации. Безусловно, снижается качество образования, так как культура дистанционного образования еще не сложилась. Кратко упомянув «кровеносную систему цивилизации» – бизнес, мы можем отметить парадокс, заключающийся в том, что компании должны оперативно перестроиться, но в нынешних условиях это практически невозможно, и высок риск банкротств, особенно для малого и среднего бизнеса.

Мы видим, что пандемия затронула буквально все сферы жизни, и, к сожалению, по мнению некоторых ученых, это закономерный результат развития техногенной цивилизации. Российский философ В.Е. Лепский утверждает, что в техногенной цивилизации базовые ценности, научно-технический прогресс и наука не уделяют внимание и не учитывают гуманитарную составляющую. Имеющие огромное значение социальные ценности не входят в данную систему координат. Более того, не берется в расчет управление и контроль социальных процессов с учетом этической составляющей. Угрозы, которые стоят перед нами вследствие развития технологического сегмента экосферы, обусловлены непониманием и неприятием этических и социальных норм. Другими негативными факторами является расширяющаяся пропасть между субъектной и различными видами искусственно создаваемых реальностей (виртуальной, дополненной, смешанной). Отдельно необходимо упомянуть риски, связанные со злоупотреблением результатами развития техносферы, направленными во вред обществу, в частности, для манипуляции социальными процессами [4, с. 428].

Степин говорит о ключевых ценностях, которые должны развиваться в комплексе. Это поддержка, развитие и сохранение и человека, и всей человеческой культуры и цивилизации, шире – всего человечества. И далее, биосферы и техносферы, преодолевшие границы физического мира и уже включающие цифровую реальность. По мнению Степина, развитие цивилизации возможно лишь при успешном развитии описанных выше ценностей. При этом важно не забывать ошибки и успехи прошлого, не допускать повторных промахов. Подобный подход позволит преодолеть основанную на торжестве потребления и идеалах рыночной экономики позицию техногенной цивилизации, продемонстрировавшую свою несостоятельность. Скрепляющим звеном всех элементов посттехногенной цивилизации должны стать этические и моральные ценности, которые станут фирменным знаком и глубинным наполнением новой формации [7, с. 187].

Мы должны признать, что в условиях пандемии коронавируса цифровые технологи прошли проверку. Возвращаясь к теме образования, отметим, что ранее дистанционное образование было отдельным направлением деятельности, альтернативой «оффлайна». Начиная с текущего момента, изменения будут проходить в явочном порядке, и поэтому нужен более гибкий подход, подразумевающий регулирование не через федеральные законы, а через подзаконные акты. И это означает не только правовое регулирование, но и качественное повышение цифровой грамотности, под которой в данном контексте понимаются не только правила работы с гаджетами и компьютерами, но и нормы и методы работы и сотрудничества в цифровом пространстве.

Таким образом, речь идет о формировании этической системы, нового мировоззрения, которое объективно оценит все происходящее в цифровом и (столь зависящем от цифры) физическом мире и учтет необходимость в новых рефлексиях, процессах и понятиях. Это не должно и не может быть исключительно законодательная инициативой отдельных организаций – научных, коммерческих или общественных. Необходимо консолидировать разрозненные инициативы в дополняющие друг друга программы развития и вовлечь все заинтересованные стороны как создателей, так и потребителей нового знания.

Литература

1. Бердяев Н.А. Человек-машина // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 147-162.

2. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла / Пер. с фр. Л. Любарской и Э. Марковской. – М.: Добросвет, 2000. – С. 62-64.

3. Гуров О.Н. «Метапаразит» как феномен современной массовой культуры. Межкультурная коммуникация: Запад–Россия–Восток: Материалы Международной студенческой научно–практической конференции (г. Новосибирск, 08-10 ноября 2017 г.) / Под ред. Е.Е. Тихомировой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – 340 с.

4. Лепский В.Е. Гармония культур в саморазвивающихся рефлексивноактивных средах (От техногенной к социогуманитарной цивилизации): XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17- 19 мая 2018 г «Контуры будущего в контексте мирового культурного развития». – СПб.: СПбГУП, 2018. – С. 431-433.

5. Маркузе Г. Одномерный человек: В кн. Исследование идеологии развитого индустриального общества, 1994. – 368 с.

6. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М.: Мол. гвардия, 1990.

7. Степин В.С. XXI век – радикальная трансформация типа цивилизационного развития: XVII Международные Лихачевские научные чтения, 18-20 мая 2017 г. «Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего». – СПб.: СПбГУП, 2017. – С. 185-188. ЦИФРОВАЯ НАУКА: КОНКУРЕНЦИЯ ПАРАДИГМ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В ПОЗНАНИИ 364

8. Финмаркет: Какие компании готовятся к увольнениям, а какие набирают персонал. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/5206249 (дата обращения: 02.04.2020).

9. Чумаков А.Н. Глобальный мир: столкновение интересов: монография. – М.: Проспект, 2018. – 512 с. 10. RBC: ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/03/2020/ 5e7490569a7947467949c77d (дата обращения: 02.04.2020).

При цитирования просьба использовать ссылку:

Гуров О.Н. Человек между техногенной цивилизацией и коронавирусом: новая система координат // Информационное общество: пределы и риски – прошлое, настоящее, будущее: Материалы V Международной научной конференции Гуманитарные Губкинские чтения (Москва, 3 апреля 2020 г.) Ч. 1. // Отв. ред.: О.М. Смирнова. Ред.: М.Б.Балычева, Н.П. Рябчун. — М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2020. — С. 355-364.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *