Публикация на сайте РСМД

На сайте Российского совета по международным делам вышла статья Олега Гурова, рассказывающая о проведенных совместно с Дипломатической академии им. Казы Дикамбаева МИД Кыргызской республики и ведущими российскими ВУЗами круглых столах по наиболее актуальным вопросам развития ЕАЭС в период пандемии COVID-19.

Полный текст статьи можно прочитать ниже или на сайте РСМД.

В мае и июне 2020 года АНО «Центр развития деловых компетенций» и кафедрой «Международные отношения и право» Дипломатической академии им. Казы Дикамбаева МИД Кыргызской республики организовали и провели серию дистанционных круглых столов по наиболее актуальным вопросам развития общества во время пандемии COVID-19.

Цифровая трансформация

11 мая был проведен круглый стол «Развитие электронного бизнеса в странах ЕАЭС», организованный кафедрой цифровой ЭК и ИИ группы компаний АДВ МГИМО МИД России и ИОМ РАНХиГС. В нем приняло участие более 80 представителей государственных структур, научного и учебного сообщества, предпринимателей из различных стран.

Востребованность мероприятия обусловлена целым комплексом факторов, среди которых — необходимость организации сотрудничества на всех уровнях между государствами ЕАЭС и актуальность цифровой трансформации как одного из главных элементов развития экономики и культуры. Также в период пандемии коронавируса особенно важно не только поддерживать, но и развивать международное сотрудничество и партнерство в части самых значимых для формирования благополучного будущего проектов. Главной темой мероприятия стало обсуждение вопросов, связанных с цифровой трансформацией экономических отношений в рамках ЕАЭС.

Проведенное мероприятие — пример сотрудничества в сфере цифровых технологий, и если связь России и Киргизии ранее основывалась на общей истории и связи культур, то сейчас мы выстраиваем новые отношения с использованием ИКТ. Цифровые возможности на сегодняшний день являются основой для развития бизнеса и сотрудничества, а также фундаментом для формирования единого цифрового пространства.

Для ЕАЭС цифровые технологии — это один из главных факторов для формирования единого экономического пространства, создания единой инфраструктуры на основе сетевого принципа, который позволит убрать лишних посредников и лишние препятствия, а также многие ограничения. Общая задача — налаживание контактов, выстраивание совместной работы для развития применения цифровых технологий и в государственном, и в частном секторе.

На пространстве ЕАЭС вопросы ведения цифрового бизнеса в первую очередь касаются проблем гармонизации нормативно-правовых актов. В каждой стране существуют свои национальные требования, нормативные акты, которые на сегодняшний день еще не гармонизированы на пространстве ЕАЭС, что затягивает дальнейшее развитие сотрудничества.

Цепочки добавленной стоимости от производителя к потребителю не прошли оптимизацию, не были проведены цифровые преобразования. Более того, каждая страна находится на различных этапах цифрового развития, и чтобы оптимизировать работу цифрового бизнеса, нужно добиться равных возможностей для каждого участника. На сегодняшний день основная часть цепочек создания добавленной стоимости находится вне пространства ЕАЭС, и это зона роста.

Ещё одним важным компонентом в деле развития инфраструктуры, цифровой экономики и электронной торговли является возможность привлечения взаимных иностранных инвестиций. При этом преимущественно основными экспортерами иностранных инвестиций являются такие страны, как Россия, Белоруссия и Казахстан. Кроме того, мощным источником стали проекты, которые содействуют многостороннему международному развитию. Среди них можно отметить инвестиции Китая, США, Германии и Великобритании. Большая часть инвестиций направлена в образование, логистику и здравоохранение. Положительным фактором является то, что Россия активно продвигает свои технологические и организационные достижения как через национальные компании, так и через региональные интеграционные комиссии.

Важно отметить, что уже второй раз подряд в Киргизской республике объявлен год развития регионов и цифровизации. Именно развитие ИКТ определяет стратегию устойчивого развития до 2040 года. Киргизская республика должна стать страной развитого информационного общества, основанного на цифровой экономике. Цифровые экосистемы многосторонних, многофункциональных платформ становятся новым источником конкурентного преимущества на рынке, обеспечивая безопасность взаимодействия участников, снижая риски и издержки интегрирования. Развитие цифровой торговли в Союзе должно проводиться путём реализации проектов и формирования регулярных основ для создания и развития цифровой экосистемы торговли в Союзе.

На сегодняшний день лишь немногие цифровые торговые площадки предоставляют возможность совершать покупки на пространстве Союза. Одна из проблем цифровой торговли — блокировка доступов к сайтам и других интернет-платформ. В результате этого торговые площадки теряют доходы, а потребители — возможность выбора.

Необходима реализация комплекса совместных мероприятий, направленных на формирование цифровых активов и оцифровки товаров и услуг Евразийского экономического союза, развитие цифровых трансграничных услуг, увеличение доли услуг товаров в товарообороте Союза, развитие инфраструктуры цифровой торговли и стимулирование экспорта товаров и услуг в третьи страны. В целях обеспечения бизнеса цифровыми условиями в Киргизской республике в настоящее время ведутся работы по фискализации налоговых процедур, совершенствованию оказываемых налогоплательщиком услуг, что направлено на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в стране и исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств. Так, в настоящее время реализуется пилотный проект по маркировке сигарет в рамках Союза, алкогольной продукции и обуви.

Кроме того, в настоящее время в Киргизской республике разработан проект закона об «электронной коммерции», направленный на регулирование общественных отношений между физическими и юридическими лицами в сфере электронной коммерции и установление требований к электронным сделкам по продаже, покупке и обмену товаров и услуг (так называемые смарт-контракты или самоисполнимые сделки).

Также затрагивались вопросы введения единых стандартов и политики развития электронной коммерции в странах ЕАЭС. Была отмечена необходимость создания цифровой экосистемы и автоматизации всего процесса цепочек поставок до конечного потребителя. Нам необходимо переходить от традиционной офлайн-торговли к созданию и интеграции цифровых экосистем. Уже сегодня в Киргизии проводятся исследования по формированию экосистем цифровых транспортных коридоров, по обеспечению занятости граждан и пр.

Напомним, что датой запуска цифровой повестки можно считать 2017 год, когда был утверждён стратегический документ на уровне президентов стран. Но разговоры шли ещё с 2015 года, когда государства — члены ЕАЭС поняли, что глобальные вызовы нет смысла решать поодиночке. Возникла идея определить цифровизацию в качестве одного из направлений интеграции. Под цифровизацией понимается не только использование ИКТ в рамках традиционных процессов, но и использование новых бизнес-моделей и цифровых активов.

Реализация цифровой повестки была разбита на три этапа:

1. моделирование процесса цифровой трансформации;

2. формирование институтов цифровой экономики и цифровых активов;

3. реализация экосистемных проектов ЕАЭС и цифровое сотрудничество на глобальном, региональном и отраслевом уровнях.

В результате первого этапа, кроме запуска приоритетных проектов, была проведена колоссальная работа по формированию нормативной базы и самой структуры проектной деятельности. Офисом управления инициативами было проработаны 74 инициатив, поддержаны 14. Также была создана система управления, и это был совершенно новый опыт для пяти стран Союза.

Главная цель Союза — создание общнй экосистемы, объединяющей множество платформ, которые предоставляют различные услуги. Это единственный путь для того, чтобы занять свое место в глобальном конкурентном пространстве, а не стать частью чужой экосистемы.

Практический опыт показал, что для сложных проектов необходимо создание специализированных, организационных систем, центров компетенций, чтобы конкурировать с сетями и распределенными системами. Цифровая торговля подразумевает здоровую экономику, что свойственно всем отраслям, она отражает уровень развития рынка и его интегрированность в глобальные процессы цифровой трансформации.

Проблемы структурного характера у существующих моделей регулирования экономических отношений связаны с тем, что они могут обслуживать лишь традиционную экономику, и большая часть процессов в цифровой экономике просто ускользает. Это обусловлено тем, что меняется сама структура потребления, потребитель все больше ценит знание о жизненном цикле продукта, стирается граница между товаром и услугой, и все большая доля добавленной стоимости товара создается посредством покупки сопутствующих услуг, либо приобретаемых с товаром, либо же получаемых при последующем использовании.

Государственные регуляторы начинают играть все большую роль в определении правил игры. Возникает вопросы: кто будет зарабатывать на наших рынках, и готовы ли все игроки Союза работать в новой парадигме?

Меры, которые предлагает Комиссия в сфере цифровой торговли, носят протекционистский характер. Это сделано для того, чтобы евразийские товары продавались только через местные площадки, и большая часть добавочной стоимости приходилась на евразийских участников. Необходимость этого обусловлена тем, что цифровая экономика требует больших ресурсов, особой компетенции, поддержки регуляторов, как административных, так и нормативно-финансовых. Создание экосистем на базе пяти стран может доказать их конкурентоспособность и сделать привлекательными для партнеров по всему евразийскому континенту.

Цифровизация образовательного процесса

22 июня 2020 года был проведен онлайн научно-практический семинар «Цифровизация образовательного процесса в высшей школе» совместно с Международным центром публичной дипломатии ИМО НИЯУ МИФИ и Международным научно-методическим центром НИЯУ МИФИ.

В рамках мероприятия ведущие эксперты сферы образования из России и Кыргызстана выступили с презентациями лучших практик имплементации образовательного процесса в цифровом пространстве.

Главными задачами мероприятия стало обсуждение практических аспектов перехода образования в онлайн, организации данного процесса в масштабе отдельного ВУЗа и обмен практиками в рамках дискуссионной сессии на тему возможностей и перспектив дистанционного образования.

В ходе мероприятия было отмечено, что актуальность заявленной темы обусловлена тем, что в настоящее время и в ближайшей перспективе будет присутствовать неопределенность в отношении того, как должны быть эффективно выстроены учебные процессы в новом учебном году в связи с возможным продолжением коронакризиса. В связи с этим особенно важно делиться опытом и искать точки соприкосновения между специалистами в сфере образования, а также организациями, в том числе, и на международном уровне.

Открывая мероприятие, генеральный директор АНО «Центр развития деловых компетенций» О. Гуров подчеркнул, что коронакризис особенно обострил ситуацию, связанную с образованием, поскольку фактически заставил систему оперативно переключиться на онлайн. В этих условиях нельзя забывать, что цифровые технологии являются инструментом, и при переводе в онлайн такой чувствительной и стратегически важной сферы, как образование, необходимо фокусироваться на том, чтобы выстроить систему, которая позволила бы учащимся совершенствоваться, превращать знания в фактор трансформации мира, повышать уровень ответственности, и, не в последнюю очередь, способствовать установлению этического кодекса мерой всех процессов.

Цифровизация образования поднимает целый пласт проблем и вопросов, причем, чем глубже осуществляется переход в цифру, тем менее актуальными становятся технические вопросы, и на их место выходят вопросы методологии, которые должны дать ответ на главный вопрос — как не потерять качество образования. Эти процессы требуют консолидации и диалога всех членов академического сообщества для создания и внедрения новых профессиональных стандартов и совершенствования системы оценки учащихся.

Заместитель директора Института интеллектуальных кибернетических систем В. Климов отметил, что автоматизация и цифровизация для крупного ВУЗа является требованием не только сегодняшнего дня, и в МИФИ накоплен достойный опыт внедрения этих технологий. И если лекционная деятельность легко переносится на дистанционные рельсы, то в контексте обучения по техническим специальностям представляет сложность предоставление практики. Сейчас в ВУЗе перестраиваются учебные планы, чтобы использовать окно возможностей во время текущего затишья для гарантированного проведения лабораторных и практических занятий. Также ведется развитие направления использования цифровых двойников, различных тренажеров для проведения преддипломных и производственных практик.

С другой стороны, как отметил спикер, приходится учитывать возрастной состав преподавателей, некоторым из которых сложно взаимодействовать с цифровыми технологиями. Сейчас проводится интеграция этих специалистов, мэтров в своей сфере деятельности с молодыми специалистами, которые содействуют в решении технических вопросов и тем самым создают эффект синергии для образовательного процесса.

Для небольших ВУЗов эффективная цифровизация учебных процессов может осуществляться в коллаборации с крупными организациями, обладающими мощными ресурсами и накопленным опытом. При этом каждое учебное заведение должно направить усилия на сохранение своей идентичности, уникальности, ориентируясь на формулу «единство в разнообразии».

Профессор, ректор Дипломатической Академии МИД КР Ч. Адамкулова рассказала, что система образования КР оказалась насильно вытолкнутой в онлайн в течение последних месяцев. Некоторые учебные заведения к этому моменту были готовы к новым условиям, обладая нужным инструментарием и платформами, остальные получили импульс к стремительному развитию. В период карантина учебные процессы подстраивались пол новые требования на ходу. Практика показала, что дистанционному образованию недостает живого общения и контакта, что осложняет важную составляюшую — воспитание. Сейчас стоит задача найти золотую середину и использовать ее как систему координат для дальнейшего развития. Организационно в КР в текущем году регистрация, тестирование абитуриентов и зачисление студентов осуществляется дистанционно, процессы были успешно выстроены Министерством образования.

Среди главных вопросов, требующих решения, спикер отметила, что не все преподаватели готовы к переходу в онлайн, необходимы дополнительные компетенции, как сделать материалы красочными и доступными для восприятия в новом формате обучения. Необходимо сформировать и утвердить новые требования к преподавателям и другим работникам ВУЗов. Также на текущий день отсутствуют единые требования и стандарты к учебным курсам, и также национальная платформа образовательного ресурса, хотя бы покрывающая стандарты по обязательным предметам. Текущая ситуация требует и реформирования организационной структуры современных ВУЗов, необходимо усиливать технический блок и сделать более эффективной систему согласований между всеми заинтересованными участниками.

Начальник учебного отдела Института интеллектуальных кибернетических систем П. Рябов дал определение цифровизации в сфере образования, обозначив ее как совокупность технического обеспечения и готовности не только преподавателей, но и студентов к дистанционной работе. Спикер отметил, что даже сейчас нельзя все просто перенести в цифру, продукты должны трансформировать учебный процесс. Необходима модель для преподавателей, включающая универсальные, базовые и сквозные компетенции, и важной частью которых являются soft skills. Это важно, чтобы преподаватель отвечал требованиям времени, где школьник и студент обладает качественно новым профилем. Для успешной реализации учебных процессов в текущих условиях необходимо перейти от экспертной позиции к позиции тьютерства, подобно тому, как организовано research based education в Маастрихтском университете.

Подводя итог семинара, участники отметили, что международный охват мероприятия позволил поделиться лучшими практиками, создать основу для взаимовыгодного сотрудничества в столь актуальной, чувствительной и стратегически важной сфере деятельности, как образование. При переходе к цифровым технологиям нельзя забывать, что они являются инструментом, средством для достижения главных целей образования, среди которых совершенствование человека, превращение его знаний в фактор благополучного развития мира, повышению уровня ответственности и установления этической системы в качестве меры всех вещей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *