Статья Олега Гурова в сборнике трудов Международного форума «Цифовые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения»

Руководитель Центра развития деловых компетенций Олег Гуров опубликовал статью «Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) и ИИ: возможности и вызовы новых познавательных процессов» в Сборнике Международного форума «Цифовые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения».

Краткое содержание: Цифровая трансформация всех сторон жизни требует кардинального изменения системы образования и обучения, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг, связанных, в том числе, с дифференциацией и индивидуализацией обучения с применением технологий искусственного интеллекта. Уровень человеческого капитала определяет интеллектуальный потенциал государства и является важной составляющей национального богатства, обеспечивающего, в том числе, экономическую и социальную стабильность общества. В этих условиях Россия стоит перед необходимостью применения новых возможностей в области образования и обучения, чтобы идти в ногу со временем и достойно конкурировать на рынке человеческого капитала.

Статью можно прочитать ниже или скачать здесь.

При цитировании просьба указывать реквизиты:

Гуров О.Н. Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) и ИИ: возможности и вызовы новых познавательных процессов // Реквизиты публикации: Международный форум «Цифовые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения» (Москва, 28-29 ноября 2019 г.) : сборник трудов / Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет). М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2019. С. 473-476.

Гуров Олег Николаевич

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) и ИИ: возможности и вызовы новых познавательных процессов

Цифровая трансформация всех сторон жизни требует кардинального изменения системы образования и обучения, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг, связанных, в том числе, с дифференциацией и индивидуализацией обучения с применением технологий искусственного интеллекта. Уровень человеческого капитала определяет интеллектуальный потенциал государства и является важной составляющей национального богатства, обеспечивающего, в том числе, экономическую и социальную стабильность общества. В этих условиях Россия стоит перед необходимостью применения новых возможностей в области образования и обучения, чтобы идти в ногу со временем и достойно конкурировать на рынке человеческого капитала.

Ключевые слова: цифровая этика, индивидуальные образовательные траектории, искусственный интеллект, цифровая трансформация, человеческий капитал

В недавнем докладе Всемирного экономического форума о будущем рынка труда предсказано, что в ближайшие годы благодаря применению новых технологий исчезнет около 75 миллионов рабочих мест, однако, вместо них будет создано около 133 миллионов новых – одни профессии исчезнут, и их место займут новые. [1] Глобальный институт McKinsey прогнозирует, что к 2036 году может быть автоматизировано от 2 до 50% работы, причем эта тенденция продолжится и в течение следующих нескольких десятилетий. [2] По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, в самые ближайшие годы в государствах–членах организации может быть полностью автоматизировано до 9% рабочих мест. При этом, 25% рабочих мест будет кардинально изменено за счет автоматизации различных рабочих функций. [3]

Масштабная трансформация рынка труда заставляет уделять особое внимание тому, насколько сильно меняются, и еще будут меняться в будущем требования к знаниям и навыкам работников, и, соответственно, учащихся. Мы находимся в периоде интенсивного поиска новых концептуальных идей и возможных путей развития, связанных, в том числе, с дифференциацией и индивидуализацией обучения и обеспечением качества образования, соответствующего новым требованиям.

Данные вызовы требуют серьезной проработки на всех уровнях, в том числе, и эта работа ведется, в том числе, и в рамках деятельности ведущих отечественных мозговых центров. АСИ разработало инициативу «Навыки будущего», которая направлена на модернизацию системы общего и дополнительного образования России. Формирующаяся новая реальность требуют, чтобы человек будущего обладал инструментарием, который включает стратегическое, креативное, системное и критическое мышление, способности саморегуляции и самоорганизации, навыки кооперации и коммуникации. [4] Для достижения этого комплекса требуется индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом его индивидуальных способностей.

Отметим, что этот подход не нов, и еще Н.К. Крупская отмечала, что в рамках педагогической деятельности необходимо готовить всесторонне развитую личность с ярким выражением индивидуальности. Крупская оценивала успех работы педагога по тому, насколько ему удается создать ученику оптимальные условия для наиболее эффективного развития. [4]

Сегодня возможности и пути реализации индивидуального подхода намного шире – цифровая эпоха не только требует, но и дает отличную возможность системе образования развиваться в направлении децентрализации и гибкости, отказываясь от жестких стандартов. Это в корне меняет всю систему, так как происходит слияние онлайн- и офлайн-среды, на глазах развиваются технологии дополненной и виртуальной реальности – и мы можем представить, что очень скоро физическое нахождение учащегося и педагога в локации «института» образования перестанет быть необходимым.

Выше упомянуто, что цифровые технологии заберут часть трудовых функций и даже рабочих отраслей. При этом важно отметить, что они сами являются инструментами формирования индивидуальных образовательных траекторий (далее ИОТ), целью которых является актуализация навыков саморазвития, гибкая адаптация к изменениям и различным жизненным контекстам, обучение актуальным компетенциям коллективной работы в рамках проектов, в том числе, дистанционных.  Звучит парадоксально, но новые технологии стремятся к гуманизации, обеспечивая дифференциацию и демократизацию образовательных процессов.

Применение технологий искусственного интеллекта (далее ИИ) может обеспечить эффективное сопровождение учащегося по ИОТ, изменяя ее в соответствии с результатами мониторинга и отслеживания действий учащегося с контентом. Мы говорим не о фантазиях, а о реальности. В марте 2019 года администрация Фламандского региона Бельгии подписала контракт с британской ИИ-платформой Century Tech для персонализации процесса обучения во всех школах и университетах региона. Эта платформа помогает адаптировать учебную программу под индивидуальные особенности каждого ученика, используя обучающие методики и решения, нейрофизиологию и обработку данных.  По сути, технология перманентно анализирует прогресс каждого учащегося, выявляя тенденции в процессе обучения и соответственно адаптируя программы обучения. Данная технология будет запущена во всех 700 фламандских школах в ближайшие пять лет – и в мировой практике это первый случай, когда власти приняли решение применить ИИ в учебных заведениях в таком масштабе.

В том или ином виде ИОТ, основанные на цифровых технологиях, проникают в высшее образование и в нашей стране. Например, ВШЭ уже сегодня засчитывает студентам онлайн-курсы, пройденные в других вузах по той специальности, которую осваивает студент. А это значит, что студент может перекроить образовательную программу «под себя» и самостоятельно выбирать, где и в каком объеме осваивать материал.

Подобные тренды, несомненно, позволят обеспечить достижение качественно нового уровня обучения, послужив причиной трансформации всей логики образования и обучения. Изучая эту перспективу, необходимо  своевременно обратить внимание на объективные риски и угрозы, с которыми мы столкнемся в процессе перехода к ИОТ с использованием цифровых технологий.  

В первую очередь, это инфраструктурные сложности, связанные с необходимостью подготовки значительного количества новых учебно-методических материалов и квалифицированных специалистов в данной сфере. Важный блок рисков связан с этическими аспектами применения цифровых технологий.

Постоянный мониторинг образовательных коммуникаций, цифровой след всех процессов и фиксация любых, даже промежуточных результатов, может не только демотивировать учащихся и педагогов, но и служить основанием для применения санкций и ограничений, и тем самым сужать возможности для самореализации.

Велики риски того, что применение алгоритмов ИИ в ИОТ станет фактором, который будет не сглаживать, а еще в больше степени стимулировать социальное неравенство.

Однако, отметив лишь некоторые серьезные угрозы и проблемы, нельзя спорить с тем, что цифровая трансформация всех сторон жизни без сомнения требует кардинального изменения системы обучения, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг. Ведущие государства мира сегодня придают важнейшее значение формированию и накоплению человеческого капитала, одним из важнейших инструментов которого является образование и обучение. Уровень человеческого капитала определяет интеллектуальный потенциал государства и является важной составляющей национального богатства, обеспечивающего, в том числе, экономическую и социальную стабильность общества. В этих условиях Россия стоит перед необходимостью применения новых возможностей в области образования и обучения, чтобы идти в ногу со временем и достойно конкурировать на рынке человеческого капитала.

ЛИТЕРАТУРА

[1] The Future of Jobs Report. World Economic Forum. World Economic Forum, 2018, 147 с.

 [2] Аптекман А., Калабин А., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. ООО «Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс», 2017, 133 с.

[3] Arntz M., Gregory T., Zierahn U. (2016) The Risk of Automation for Jobs in OECD Countries: A Comparative Analysis. OECD Social, o Employment and Migration Working Paper № 189. Paris: OECD. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/5jlz9h56dvq7-en.  

[4] Инициатива «Навыки будущего» Агентства стратегических инициатив (АСИ). DOI: https://asi.ru/future_skills/

[5] Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 томах. Том 2: Общие вопросы педагогики; Организация народного образования в СССР. Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова. М.: Изд-во АПН, 1958, 735 с.

Individual educational trajectory (IOT) and AI: opportunities and challenges of new cognitive processes

© O.N.Gurov

Digital transformation of all life aspects requires a fundamental change in the system of education and training, putting forward new requirements for the quality of educational services related, inter alia, to the differentiation and individualization of education with the use of artificial intelligence technologies. Nowadays the level of human capital determines the intellectual potential of the state and it is an important component of national wealth, which ensures the economic and social stability of society. In these conditions, Russia faces the need to apply new opportunities in the field of education and training in order to keep up to date and compete worthily in the human capital market.

Keywords: digital ethics, individual educational paths, artificial intelligence, digital transformation, human capital

REFERENCES

[1] The Future of Jobs Report. World Economic Forum. World Economic Forum, 2018, 147 p.

 [2] Aptekman A., Kalabin A., Klintsov V., Kuznetsova E., Kulagin V., Yasenovets I. Tsifrovaya Rossiya: novaya real’nost’. [Digital Russia: a new reality]. LLC McKinsey and Company CIS, 2017, 133 pp.

[3] Arntz M., Gregory T., Zierahn U. (2016) The Risk of Automation for Jobs in OECD Countries: A Comparative Analysis. OECD Social, o Employment and Migration Working Paper No. 189. Paris: OECD. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/5jlz9h56dvq7-en.

[4]  Initsiativa «Navyki budushchego» Agentstva strategicheskikh initsiativ (ASI). [Future Skills Initiative of the Agency for Strategic Initiatives (ASI)]. DOI: https://asi.ru/future_skills/

[5] Krupskaya N.K. Krupskaya N.K. Pedagogicheskiye sochineniya v 10 tomakh. Tom 2: Obshchiye voprosy pedagogiki; Organizatsiya narodnogo obrazovaniya v SSSR. [Pedagogical works in 10 volumes. Volume 2: General issues of pedagogy; Organization of Public Education in the USSR]. Ed. N.K. Goncharova, I.A. Kairova, N.A. Konstantinova. M.: Publishing House of the APN, 1958, 735 p.

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) и ИИ: возможности и вызовы новых познавательных процессов

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) и ИИ: возможности и вызовы новых познавательных процессов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *