Влияние цифровой культуры на развитие феномена здорового образа жизни в современной России

Гуров Олег Николаевич

Работа посвящена установлению влияния цифровой культуры на развитие феномена здорового образа жизни в современной России. Дается определение понятия «здоровый образ жизни», рассматриваются цифровые возможности общества для продвижения здорового образа жизни.

Ключевые слова: цифровая культура, здоровый образ жизни, Россия.

Целью данного исследования является попытка объяснить причины того, что в настоящее время феномен здорового образа жизни (далее ЗОЖ) стал важным элементом российской массовой культуры, и как его стимулирует развитие цифровой культуры.

Методология исследования подразумевает анализ различных источников с целью выяснить, какие определения дают авторы концепций, определений и программ, связанных с ЗОЖ, развитием и продвижением данной концепции. Также исследуется современные способы коммуникации, с помощью которых идеи ЗОЖ транслируются в обществе.

Результаты. В настоящее время феномен здорового образа жизни включает медицинское, социальное, спортивное и множество других граней. На междисциплинарном уровне не наблюдается комплексной и объективной картины, которая объединяла бы основные аспекты здорового образа жизни. Устав Всемирной Организации Здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В этой цитате сделан акцент на индивидуальном здоровье как ценности и праве человека.

Во многом данный интерес основывается на доминирующей роли телесности в современном обществе. Ж. Бодрийяр отметил: «В наборе потребления есть объект более прекрасный, более драгоценный, более яркий, чем все другие, …, объект, который, однако, все их подытоживает: это – Тело. …, его вездесущность в рекламе, моде, массовой культуре (и особенно женского тела, нужно бы понять почему), гигиенический, диетический, терапевтический культ, которым его окружает, навязчивость молодости, элегантности, мужественности или женственности, ухода, режимов, жертвенных занятий, которые с ним связаны, миф Удовольствия, который его окутывает, – все сегодня свидетельствует, что тело стало объектом спасения. Оно буквально заменило собой душу в этой моральной и идеологической функции» (Бодрийяр, 2006).

В этом контексте ЗОЖ становится одновременно и целью, и средством, и смыслом, и продуктом, и содержанием, и коммуникацией.

С учетом вышеизложенного становится ясно, что проблема ЗОЖ и сама по себе превращается в некий симулякр, который может реализоваться в достаточно причудливых вариациях, являющихся интересными объектами для культурологического исследования. Понятие аббревиатуры ЗОЖ (которое по значению, как нам кажется, в какой-то степени отличается от полного значения термина «здоровый образ жизни», и это требует отдельного анализа) появилось еще в СССР. Автор термина – И.И. Брехман, врач-фармаколог, концептуализировал давно знакомые правила сбалансированного питания, умеренных постоянных физических нагрузок, а также требования к режиму труда и отдыха. Далее ЗОЖ вырос в государственную идею, что легло в основу новой науки валеологии – общей теории здоровья, которая, впрочем, вскоре была раскритикована как лженаука и дальнейшего развития не получила. Тем не менее, идеалам современной массовой культуры соответствует фокус на здоровый образ жизни, что бы этот термин не означал.

В некоторой степени, существует даже диктат ЗОЖа, транслируемый многоуровневыми информационными потоками, и стимулируемый гаджетами и мобильными приложениями. В интернете существует множество популярных ресурсов, которые призывают пользователей к ЗОЖ, а также где представлено много информации о приверженности кумиров массовой культуры здоровому образу жизни, и где предлагаются ролевые модели для поклонников. Кроме этого, в Интернете легко отыскать множество прикладной информации и данных, которые пользователи могут использовать для организации собственного ЗОЖ.

В социальных сетях можно также найти множество тематических пабликов по ЗОЖ, в которых субъекты не только получают требуемую информацию, но и верифицирует свои взгляды, и поддерживают коммуникацию с единомышленниками. Развитие устройств и приложений, позволяющих контролировать физическое состояние и активность, также оказывает важное влияние на развитие феномена ЗОЖ. На волне интереса к ЗОЖ, подкрепленного технологическими возможностями, организаторы различных течений ЗОЖ зачастую спекулируют темами, освещающими вред или пользу определенных продуктов и/или систем питания, а также идеями различных и иногда противоречащих здравому смыслу программ оздоровления и продления жизни.

Многие люди, ищущие комфортные способы самоидентификации, и сфокусированные на собственной телесности как главной ценности, вступают в ряды ЗОЖников кардинально различных толков: от ньюэджевых веганов до националистических «Русские – за здоровый образ жизни». Выводы. В современном обществе, в котором присутствует фокус на телесность и отсутствует система верификации ценностей, многие ищут индивидуальные способы личностного и физического развития, и с этой целью зачастую обращаются к различным вариантам ЗОЖ, принимающих различные, часто экзотические формы.

Литература Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с. URL: https://www.booklot.org/authors/bodriyyarjan/book/obschestvo-potrebleniya/content/1950093-telo-samyiy-prekrasnyiy-obekt-potrebleniya/

Напечатано в:

Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде : сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Волгоград, 6–8 декабря 2018 г. / ответственный редактор М. Р. Желтухина; ВГСПУ; ВНОЦ РАО; ИЯ РАН. – Волгоград : Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. – 300 с. С. 218 – 221.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *