Российское фантастическое кино XXI века: свой путь или вечное цитирование Голливуда.

Статья напечатана в сборнике научных статей, посвященного 70-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией.

Тема сборника: «ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РОССИЕВЕДЕНИЮ В НОВУЮ ЭПОХУ

Нанкин, 2019 год

О.Н. Гуров

Москва, Россия

В статье приводится очерк истории советского фантастического кинематографа, начиная с его истоков, и заканчивая развалом Советского Союза. Анализируются жанры советских фантастических фильмов, место советской кинофантастики в киноиндустрии СССР и всего мира. Приводится анализ текущей ситуации в современном российском фантастическом кинематографе и намечаются дальнейшие перспективы развития.

Ключевые слова: советский кинематограф, советская фантастика, А. Тарковский, российский кинематограф.

Несмотря на то, что в некоторой мере советская фантастика в кинематографе присутствовала в работах ведущих отечественных режиссеров, нельзя сказать, что этот жанр занимает ведущее место в ряду различных направлений киноискусства в Советском Союзе. Идеалы социалистического реализма, насущные общественные вопросы и добротный советский юмор – советская киноиндустрия в большей степени развивалась в этом направлении. Однако, выходящие изредка фильмы фантастического жанра были чрезвычайно популярны в СССР. В первую очередь, это обусловлено бурным развитием космических технологий, которые олицетворяли лучшие проявления интеллектуальных и физических усилий человечества, и развитие которых стало предметом героических подвигов и достижений, не имеющих прежде аналогов в истории. Во-вторых, двадцатый век – в целом время технического прогресса и стремительных изменений в образе и качестве жизни именно за счет развития технологий. Эти изменения, как уже фактические, так и еще ожидаемые, не могли не оказаться в качестве востребованных объектов рефлексии современной культуры в поле зрения кинематографа (который и сам по себе является результатом технологических достижений). В современной культуре наблюдается интерес к моделированию будущего в части политических и экономических систем, предсказаниям путей дальнейшего развития технологий и, собственно, природы человека. При этом, наука, особенно, техническая мысль, имеет сложный для неспециалистов язык, и фантастика в данном случае — это некий мостик, который позволяет интерпретировать достижения науки на языке, понятном людям. Несомненно, вышеописанные факты относятся не только к советской или современной российской культуре, это общемировая тенденция. При этом фантастика, как жанр, включающий элементы мечты, фантазии, особенно близка российскому национальному менталитету, которому исторически свойственна богатое творческое мышление и вера в сказку.

Таким образом, кинематографисты XX и ХХI века, независимо от идеологических установок, имели и имеют стойкую потребность обращаться к фантастике, так как это ключевое требование времени. В этом контексте фантастический жанр является изобретением, с помощью которых технологический прогресс с регулярностью ставит вызовы классической культуре, да и в целом ускорение темпов развития различных стороны жизни заставляет человечество моделировать «завтра» прямо сейчас, чтобы получить хотя бы какую-то подготовку к будущему и снизить уровень стресса.  Поэтому кинематограф прорабатывает, проговаривает актуальные темы космических путешествий и приключений, глобальных противостояний, моделирует гипотетическое будущее в виде утопий и антиутопий, а также прогнозирует изменение «границ человеческого» в контексте технологического прогресса. Эти явления исследуются как в рамках массовой, так и элитарной культуры; не является исключением и советская кинофантастика.

Неудивительно, что советская кинофантастика проявила себя в различных жанрах. Следует сразу оговориться, что в данной статье внимание уделено исключительно научно-популярной фантастике в кинематографе. За пределами данного исследования оставлены произведения фантастического хоррора, фэнтези и ряда других близких жанров.

При типологизации советского и российского фантастического кинематографа в историческом разрезе, в первую очередь, следует выделить некоторые жанры, первое место среди которых, конечно, занимают фильмы, связанные с космосом. Мечта человека полететь в космос намного обогнала возможности, и кинофильмы на данную тематику являются самыми ранними в истории кинофантастики СССР. При этом, советский и современный российский кинематограф на протяжении всей своей истории периодически выпускает фильмы на данную тематику, однако, из значимых фильмов можно отметить лишь немногие. Все же космическая фантастика – жанр, требующий, как правило, серьезных инвестиций и обеспечения высокого уровня технического совершенства, и в этом отношении даже поддерживать тот стандарт, который давно установлен Голливудом, практически невозможно. Тем не менее, можно выделить несколько кинофильмов, которые оставили значительный след в истории кинофантастики и стали значимыми явлениями в массовой культуре.

В 1924 году был снят первый советский фантастический фильм «Аэлита» по одноименному роману А.Н. Толстого. Режиссер Я. Протазанов снял фильм о полете на Марс и мировой революции на планете. В данной картине встречаются как мечты и прогнозы технического совершенствования, так и коммунистические интернационалистские идеи о мировой революции, и, далее, о распространении коммунизма в галактические масштабы.

Немногим позже, в 1935 году В. Журавлев снял «Космический рейс». Подготовка данного фильма сопровождалась многолетней научно-технической подготовкой — научным консультантом проекта был отец мирового ракетостроения К. Циолковский, подготовивший для кинокартины десятки чертежей космического корабля. (Журавлев 1954, 14) Благодаря такой глубокой проработке темы, кинематографисты создали невероятно реалистичную даже для современного зрителя картину путешествия на Луну — фактически за десятилетия до начала реальных исследований космоса.

Из более поздних советских фильмов следует отметить фильм Р. Викторова «Через тернии к звездам» 1980 года, в котором космическая тематика обрамляет социальную драматургию и проблему клонирования человека. История создания кинокартины, во время которого автор одновременно сталкивался как с недостатком финансирования, так и с серьезными идеологическими ограничениями, свидетельствует о предстоящем кризисе отечественного кинематографа в целом, и кинофантастики в частности.   

Следующий вид фильмов — это социальная фантастика. Среди значимых фильмов в данной категории следует отметить, в первую очередь, кинофильм «Человек-амфибия» 1961 года, поставленный В. Чеботарёвым и Г. Казанским по одноимённому роману знаменитого советского писателя-фантаста А. Беляева, а также «Туманность Андромеды» 1967 года режиссера Е. Шерстобитова. Данная кинокартина тоже является экранизацией одноименного фантастического романа И. Ефремова. Сюжеты данных фильмов интерпретируют различные социальные и политические процессы, проблему неравенства в обществе и борьбу за справедливость.

Также в советском кинематографе можно выделить два кинофильма, которые являются, в первую очередь, произведениями авторского кинематографа, и принадлежность к жанру фантастики у них, скорее, «техническая», нежели смысловая. Это фильмы «Солярис» 1972 года и «Сталкер» 1979 года режиссера А. Тарковского, чье творчество вошло в золотой фонд мирового кинематографа. К слову, обе эти картины являются экранизациями литературных произведений, соответственно, одноименного романа польского писателя и философа С. Лема, и повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Масштаб «авторской» позиции режиссера в фильме «Солярис» таков, что С. Лем, не принял данный фильм. Позднее он писал: «Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание»». (И. Мартынов)

В данных киноработах режиссер исследует глубочайшие слои культуры и человеческой природы, и как собственно фантастический жанр, так и использование литературных произведений в качестве сюжетной основы, является лишь строительным материалом для автора.

Как уже было отмечено, в СССР всегда были популярны кинофильмы, снятые в жанре комедии. Среди них присутствуют и фантастические комедии, из которых следует отметить невероятно популярный фильм «Иван Васильевич меняет профессию» легендарного режиссера Л. Гайдая, выпущенный в 1973 году. Этот фильм снят по пьесе М. Булгакова, написанной в 1935 году. Фильм имел огромный успех и стал лидером советского кинопроката 1973 года, собрав свыше 60 миллионов зрителей (С. Кудрявцев)

В последние годы существования Советского Союза режиссер Г. Данелия снял фильм «Кин-Дза-Дза» в редком для советского кинематографа жанре антиутопии.  Данный фильм, вышедший на экраны в 1986 году, снят с использованием приёмов абсурдизма и в эстетике артхауса. Картина оказала влияние на позднесоветскую культуру — ряд выражений из фильма стали крылатыми фразами, а некоторые вымышленные слова даже вошли в разговорный язык.

В советском кинематографе существовал и особый жанр фантастики для детей и юношества. Следует отметить, что детские фантастические фильмы в основном начали снимать в те годы, когда советский кинематограф уже стал сдавать свои позиции как в связи с идеологическим кризисом, так и по причине недостатка финансирования, и поэтому детское фантастическое кино трансформировалось в формат телесериала. Среди наиболее популярных минисериалов, снятых в данном жанре, можно выделить «Приключения Электроника» (строго говоря, двухсерийный фильм общей продолжительностью 3 часа 20 минут, режиссер К. Бромберг, 1979 г.) и «Гостья из будущего» (режиссер П. Арсенов, 1984 г.).

Таким образом, можно сделать вывод, что советский кинематограф, несмотря на то, что не был ключевым жанром, развивался достаточно органично, самостоятельно и самобытно. Железный занавес обеспечивал отсутствие регулярных контактов советских режиссеров с западными коллегами и постоянный обмен опытом. Советская хозяйственная модель не требовала создания зрелищных блокбастеров для получения сверхприбылей. Отсутствие технического совершенства и огромных материальных ресурсов на создание спецэффектов компенсировалось качественной драматургией, талантом и усилиями режиссеров и актеров. В некоторой степени, советский фантастический кинематограф даже оказал влияние на ведущих голливудских режиссеров. В 1961 году режиссер П. Клушанцев снял кинофильм «Планета бурь». Этот фильм был настолько технически совершен, что определенные находки были цитированы С. Кубриком в культовом фантастическом фильме «2001 год: Космическая одиссея» (1968 г.) и Д. Лукасом в «Звездных войнах» (1979 г.). (Тарасов О.)

После развала Советского Союза на протяжении практически двух десятилетий новое российское кино практически не выпустило на рынок значительных произведений национального киноискусства в жанре фантастики. Причин этому несколько:

  1. Недостаток финансирования и вследствие этого невозможность создания фантастических фильмов, требующих, как правило, значительных бюджетов.
  2. Отказ от официальной цензуры и вследствие этого появление большого количества низкопробных кинокомедий, востребованных маргинальной аудиторией в условиях отсутствия идеологических установок и культурных стандартов.
  3. Сложность конкуренции с Голливудом, специализирующимся на производстве фантастических блокбастеров, и разработавшим эффективные и многократно апробированные технологии в киносфере.

В настоящее время, несмотря на то, что в целом одним из самых популярных жанров для российского кинозрителя является научная фантастика, в отечественном кинопрокате последних лет практически нет успешных отечественных научно-фантастических кинофильмов производства России.

Российский кинематограф в последние годы выпустил достаточное количество фантастических фильмов: «Зеркальные войны: отражение первое» (режиссер В. Чигинский, 2005 г), «Параграф 78» (режиссер М. Хлебородов, 2007 г.), дилогия «Обитаемый остров» (режиссер Ф. Бондарчук, 2008-2009 гг.), дилогия «На игре» (режиссер П. Санаев, 2009-2010 гг.), и многие другие. Несмотря на то, что у некоторых из этих картин были вполне приличные по российским реалиям бюджеты (до 8 миллионов в  долларовом эквиваленте), практические все эти фильмы не окупились в прокате. В качестве редкого исключения можно назвать фильм «Притяжение» (режиссер Ф. Бондарчук, 2017 г.), ставший первым российским блокбастером в формате IMAX на космическую тему, и вокруг которого ажиотаж в беспрецедентной промо-кампании нагнетался задолго до выпуска фильма, что и явилось причиной его популярности у зрителей.

Почему фильмы востребованного жанра не являются успешными у российского зрителя? Кинематограф — формульное искусство, эксплуатирующее определенный набор драматургических моделей в различных сочетаниях. (Кавелти 1996: 33) К сожалению, современная российская кинофантастика, по сути, является сочетанием двух маргинальных жанров, ставших популярными в последние десятилетия: антисоветской чернухи и бандитского сериала. В результате данные кинофильмы создают весьма убогую сюжетную вселенную, которая не может привлечь зрителя, избалованного не только технически совершенными многомиллионными блокбастерами, знакомством с высокими стандартами советского кинематографа и западного арт-хауса, но и высококачественными сериалами, активно развивающимися в последние годы.

Среди кинофильмов, являющихся исключением из описанной выше модели, можно выделить  «Generation Пи» режиссера В. Гинсбурга 2011 года. Данная кинокартина является экранизацией одноимённого романа современного российского писателя-постмодерниста В. Пелевина. Независимый фильм, снятый на стыке жанров фантастики, драмы и сатиры, анализирует поколение россиян, которое формировались как личности во времена политических и экономических реформ девяностых годов XX века.

Также можно отметить новаторский фильм «Хардкор» (режиссер И. Найшуллер, 2017 год), который, несмотря на достаточно слабый сюжет, интересен огромной динамикой действия. Данный фильм впервые полностью снят от первого лица на камеру GoPro. Возможно, этот фильм станет родоначальником нового жанра в кинематографе с учетом того, что технологии развития кинотеатров развивают объем погружения зрителя в зрелище – уже сейчас существуют кинотеатры 5D формата, в которых у зрителя задействованы все органы чувств, а не только зрение и слух.

Таким образом, кинофантастика на протяжении многих десятилетий является важным и перспективным жанром киноиндустрии, позволяющим режиссерам дать свой ответ на вызовы современности. Российская кинофантастика в своей массе относится в настоящее время к низкопробному кинематографу, не востребованному зрителями и не имеющему перспектив для развития в том направлении, которому следует. Однако, интерес российских зрителей к жанру кинофантастики в целом, и наличие талантливых фантастических фильмов, снятых в последние годы, и получившие широкий положительный отклик у зрителей и критиков, демонстрируют возможность для развития данного направления в будущем. Фундаментом для успешного развития отечественной кинофантастики могут быть как собственные культурные традиции, так и опыт голливудской индустрии, играющей важную роль в массовой культуре всего мира.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Журавлёв В. Как создавался фильм «Космический рейс //Знание — сила». 1954. № 10. с.14-17
  2. Кавелти Д. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. с.33-64.
  3. Кудрявцев С. Отечественные фильмы в советском кинопрокате. Режим доступа: http://kinanet.livejournal.com/14172.html
  4. Мартынов И. Страсти по Андрею. Режим доступа: http://ruspioner.ru/cool/m/single/4288
  5. Тарасов О. Павел Клушанцев — человек, которого считал своим учителем Джордж Лукас, мастер комбинированных съёмок и режиссёр советского космического кино. Режим доступа: http://statehistory.ru/1515/Pavel-Klushantsev—chelovek—kotorogo-schital-svoim-uchitelem-Dzhordzh-Lukas—master-kombinirovannykh-syemok-i-rezhissyer-sovetskogo-kosmicheskogo-kino/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *