Этика Больших данных: применение на практике

Не стоит думать, что этика Больших данных – это исключительно умозрительная сфера мысли, непосредственно не связанная с политикой, бизнесом и повседневной жизнью. В настоящее время технологии, основанные на использовании Больших данных, стремительно развиваются во многих сферах – в финансовой, медицине, связи и ряде других. Те правила, ограничения, возможности и ответственность, которые требует и налагает использование Больших данных, должны соответствовать этике Больших данных, принципам того, чтобы это использование было справедливым и не ущемляло права людей.

В настоящее время международные организации, ассоциации предпринимателей, отдельные ученые и исследователи работают над формулировками положений этики Больших данных, созданием Кодексов этики Больших данных, как универсального, так и отраслевых. Приведем несколько примеров того, насколько важно, чтобы высокотехнологическая деятельность соответствовала положениям этики в сфере Больших данных.

Всем известно, что сбор информации о пользователях и ее дальнейшее использование для таргетирования рекламных кампаний является ключевой целью деятельности всех компаний, работающих в сфере аналитикой данных. При этом, для общества и самого бизнеса необходимо четкое понимание того, добавляет ли эта деятельность какую-либо ценность для конечного потребителя, и как влияет использование данных клиента на имидж компании, которая взаимодействует с этим потребителем. К примеру, если вы заказываете на регулярной основе какой-то продукт в одном месте, и эта компания запоминает ваши предпочтения и подсказывает их вам при следующем заказе, это, безусловно, удобно, и создает ценность. Однако, если какое-то приложение в сотовом телефоне отслеживает вашу личную переписку с другом по поводу Индонезии, и передает ее в незнакомое вам туристическое агентство, которое начинает активно рекламировать вам поездку на Бали, вам с большой долей вероятности это покажется навязчивым, а этот маркетинг нанесет в ваших глазах ущерб имиджу туристического агентства.

Этичное отношение к использованию Больших данных требует проведении комплексной проверки участников процессов сбора и обмена данными: мошенники используют различные способы получения личных данных пользователей, например, выдавая себя за студентов или исследователей социальных сетей. В связи с этим необходимо создание системы проверки, возможно, аттестации в благонадежности всех участников рынка Больших данных.

В продолжение предыдущего тезиса необходимо отметить, что часто злоупотребления возникают в результате преступной деятельности отдельных сотрудников аналитических компаний и социальных сетей. Чтобы избежать распространение подобных ситуаций, необходимо установление внутреннего контроля и принятие положений по привлечению виновных к ответственности в случае злоупотреблений. Для этого все сотрудники, работающие с Большими данным, должны проходить соответствующую подготовку по руководящим принципам этики Больших данных.

Как было отмечено, технологии, связанные с использованием Больших данных, стремительно развиваются в мировом масштабе, и необходимо задуматься об установлении глобальных и и единообразных стандартов этики Больших данных. В различных странах существует собственное законодательство, регулирующее сферу частной жизни, и эти правила существенно различаются по миру. В связи с этим необходимо четко применить универсальные правила социально приемлемого применения Больших данных.

Этика Больших данных может способствовать упрощению и повышению эффективности такого на данный момент сложного и формального документа, как Политика конфиденциальности третьего лица. Когда мы регистрируем эккаунт в социальной сети, скачиваем и регистрируемся в любом приложении в Интернете, мы обязаны дать согласие с политикой конфиденциальности этих ресурсов, путем выбора кнопки «Я согласен» или «Не согласен». Как правило, политика конфиденциальности многословна и сложна для восприятия, и большая часть пользователей никогда ее полностью не читает с учетом того, что задачей является оперативная настройка учетной записи. В связи с этим представляется важным, чтобы политика конфиденциальности была сформулирована в краткой и доступной форме, и чтобы пользователи могли без усилий узнать о том, кому и какие данные передаются. Также необходимо создать стандарты настроек конфиденциальности, которые были бы удобными и интуитивно понятными для пользователей.

Данные вопросы являются лишь отдельными примерами практического применения возможностей этики Больших данных. Технологии, связанные с использованием Больших данных, будут только развиваться в будущем, и обществу следует контролировать данное развитие путем контроля соответствия этическим стандартам – в этом случае технологии будут служить человеку, а не наоборот.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *