Благие цели и острые углы технологий: этика Больших данных


Большие данные и технологии их применения – амбициозная сфера деятельности, результаты которой, как хочется надеяться, позволят существенно повысить эффективность многих производственных и бизнес процессов, обеспечить предоставление кастомизированных высококачественных услуг и продуктов по доступным ценам. Звучит win-win: бизнесу станет проще, и потребителю станет лучше, но простых ответов на сложные вопросы не бывает, и при использовании Больших данных главной проблемой является то, что  граждане, индивиды, то есть, потребители (и одновременно источники Больших данных), не обладают в своей массе пониманием того, какие данные о них собираются различными системами: сотовыми операторами, банками и страховыми компаниями, медицинскими учреждениями, государством, и многими другими. Более того, люди не только редко задумываются о том, какую информацию они передают сторонним сервисам или государству, но и не имеют инструментов, которые позволили бы осознать, как работает эта система.

Во всем мире, и Россия не является исключением, отсутствует законодательство, которое бы полноценно регулировало деятельность в отношении Больших данных. В нашей стране принят закон №152-ФЗ, который призван регулировать рынок персональных данных, однако, его положения не учитывают потребности и возможности государства и бизнеса в отношении манипуляций с Большими данными.

Конечно, Большие данные и технологии их использования далеко не всегда преследуют цели тотального контроля и создания цифрового концлагеря. Напротив, мы имеем множество примеров тому, как использование новых технологий действительно повышает качество жизни населения. Например, в результате анализа Больших данных появляется возможность повышать эффективность работы общественного транспорта в крупных городах в часы пик за счет анализа данных, полученных от сотовых операторов. Местные власти получают инструменты для формирования эффективных планов постройки детских садов и школ в определенных районах на основе анализа информации о возрастных характеристиках и семейном положении жителей.

Однако, поскольку подобные проекты реализуют государственные учреждения, все происходит по логике «черного ящика» — граждане сталкиваются с тем, что процессы осуществляются в закрытом для общественности режиме, и не существует механизмов контроля со стороны общественности. Необходимо признать, что это данность: государство всегда собирает и будет продолжать консолидировать Большие данные для того, чтобы использовать их в многочисленных целях. Со своей же стороны компании-производители Больших данных рассматривают коммерциализацию информации о своих клиентах как перспективную стратегию развития. Например, уже сейчас сотовые операторы, которые обладают огромным количеством данных и собирают их в режиме реального времени, рассматривают монетизацию Больших данных в качестве существенного источника доходов в ближайшей перспективе. И это неудивительно – ведь они снимают показатели в таких объемах, что уже получили невероятно детальный портрет каждого абонента.  И этот портрет является продуктом. Значит, продуктом является и каждый из нас.

Это не было бы проблемой, если бы речь шла именно о Больших данных: обезличенной информации. Однако, практика показывает, что достаточно легко идентифицировать целые группы людей и гарантированно установить личность каждого человека при сопоставлении Больших данных с различными информационными базами, содержащие определенные идентификаторы: например, почтовые индексы или информацию о дате рождения. Таким образом, государство и крупные компании получают доступ к огромному количеству информации о практически всех аспектах жизни граждан, и у индивида практически нет шансов каким-либо утаить что-либо о себе.

Проблема того, кому принадлежат персональные данные человека, насколько человек может оказывать влияние на распространение конфиденциальной информации о себе и своей жизни, занимает не только общественность, но и государство и многие заинтересованные корпорации, некоторые из которых создают различные ассоциации, целью которых является выработка определений и правил игры в данном поле. На самом деле, в первую очередь, эта проблема является философской, и исследование Больших данных с точки зрения этики позволит упорядочить и внести ясность в процессы развития технологий, связанных с Большими данными.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *