Кодекс этики Больших данных: создание в России в 2019 года

Ассоциация участников рынка Больших данных и Институт развития интернета (ИРИ) приступили к созданию кодекса этики использования Больших данных.

Целью данной работы является формирование документа, который определит правила деятельности различных бизнесов в области сбора, накопления, поиска, анализа, хранения, передачи и использования данных. Планируется, что кодекс будет разработан до конца лета текущего года.

В теории, кодекс этики – его также называют этический кодекс или моральный кодекс — это система правил и/или принципов, которыми руководствуются в своей деятельности члены определенного сообщества или группы, и которые отражают понимание достойного поведения в соответствии с этическими и моральными установками данной группы/сообщества.

По данным сайта comnews.com, в Ассоциацию участников рынка больших данных входят «Яндекс», Mail.Ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, Тинькофф Банк, «МегаФон» и Onefactor. Президент Ассоциации участников рынка больших данных А. Серебряникова сообщила, что кодекс планируется обсудить с Роскомнадзором и другими заинтересованными структурами. При этом, по ее словам, для участников рынка, которые не является членами Ассоциации, документ будет носить рекомендательный характер и представлять собой свод стандартов для саморегулирования отрасли. Генеральный директор ИРИ Сергей Петров считает, что лидеры, которые поддержат кодекс, сформируют профессиональные стандарты, за которыми неизбежно последуют остальные игроки.

Следует отметить, что что среди учредителей и членов ассоциации нет других крупных сотовых операторов, кроме «МегаФона», а ведь эта сфера бизнеса является одним из важнейших производителей и пользователей Больших данных. Кроме этого, в Ассоциации представлены далеко не все крупные игроки и из финансового сектора. Отсутствуют, по крайней мере, на данный момент, среди участников и представители других сфер – например, медицины и фармацевтики. Поэтому говорить о репрезентативности было бы преждевременным.


Данная инициатива – это понятная и логичная попытка бизнеса создать правила работы и регулирования нового рынка. Технологии, связанные с использованием Больших данных, стремительно развиваются, и процесс законотворчества не успевает обеспечить правовое регулирование в данной сфере. В этих условиях создание кодекса этики, который установит общие правила регулирования для участников рынка Больших данных, станет огромным подспорьем в деле выстраивания хотя бы системы координат.


Однако, необходимо учитывать несколько подводных камней, на которые следует обратить внимание для того, чтобы кодекс действительно отражал мнение всех заинтересованных участников рынка. Во-первых, на сегодня в России законодательно не определено, кому де юре принадлежат данные, а без этого все последующие заключения не имеют смысла. Во-вторых, членами Ассоциации в данный момент являются только крупные компании, и это создает риск того, что Ассоциация узурпирует деятельность по формулированию смыслов в данной сфере. А что касается среднего и малого бизнеса, то он, во-первых, занят решением сиюминутных задач, а, во-вторых, его представители не питают особых надежд, то их мнение будет учтено.


В связи с этим представляется разумным, чтобы создание кодекса этики использования Больших данных в обязательном порядке происходило с привлечением профессионалов, экспертов и широкой общественности, заинтересованных в фиксации собственности на персональные данные. Подобный пример существует: в настоящее время эксперты Европейского агентства по лекарственным средствам с привлечением профессионалов и всех желающих формулируют Кодекс этики в сфере создания и обращения лекарственных средств на основе анализа Больших данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *