Коммерческие интересы и защита приватности

В новостях прошла информация, согласно которой в результате утечки внутренних документов Facebook выяснилось, что компания системно шантажировала влиятельных политиков из различных стран для того, чтобы не допустить принятия жестких положений законодательства в сфере защиты приватности граждан. В частности, результатом этой деятельности стало принятие достаточно мягких и неопределенных положений в Общем регламенте по защите данных (GDPR).

Данный регламент (General Data Protection Regulation) – это ключевое постановление Европейского Союза, на основе которого руководство ЕС определяет конкретные правила и порядок защиты персональных данных европейских граждан. Этот основополагающий документ для выработки «правил поведения» в новом, цифровом мире направлен на то, чтобы граждане обладали контролем над собственными персональными данными, а также для того, чтобы быть основой для унификации международного регулирования.

В настоящее время Общий регламент по защите данных устанавливает 6 основных принципов обработки данных:

Законность, справедливость и прозрачность. Персональные данные должны обрабатываться законно, справедливо и прозрачно. Любую информацию о целях, методах и объёмах обработки персональных данных следует излагать максимально доступно и просто.

Ограничение цели. Данные должны собираться и использоваться исключительно в тех целях, которые заявлены компанией (онлайн-сервисом).

Минимизация данных. Нельзя собирать личные данные в большем объёме, чем это необходимо для целей обработки.

Точность. Личные данные, которые являются неточными, должны быть удалены или исправлены (по требованию пользователя).

Ограничение хранения. Личные данные должны храниться в форме, которая позволяет идентифицировать субъекты данных на срок не более, чем это необходимо для целей обработки.

Целостность и конфиденциальность. При обработке данных пользователей компании обязаны обеспечить защиту персональных данных от несанкционированной или незаконной обработки, уничтожения и повреждения.

                Аргумент для осуществления давления был таким, что Facebook откажется от инвестиций в экономику тех стран, которые будут лоббировать принятие жесткого законодательства в отношении защиты персональных данных. Особого удивления эта политика не вызывает, так как основной доход Facebook получает от размещения таргетированной рекламы, что, по сути, и является сбором данных о пользователей социальной сети и дальнейшей продажей этих данных рекламодателям.

                Любой бизнес, включая финансовый, рекламный, а также медицину и сотовую связь, стремится к максимальной эффективности и лоббирование собственных интересов – совершенно логичное мероприятие. Способы могут выглядеть более или менее приемлемыми для общественного мнения, но ожидать того, что корпорация с огромными ресурсами откажется от того, чтобы продвигать свои долгосрочные идеи, в том числе, в законодательном русле, было бы утопией.

                Кстати, говоря, в данной сфере, неразрывно связанной с этикой Больших данных, интересы бизнеса и государства, которое могло бы стать регулирующей и контролирующей силой, совпадают. Чем больше информации об индивиде (пользователе, сотруднике, гражданине) существует для анализа, тем больший контроль над личностью имеет бизнес и государство.

В этих условиях силой, действительно являющейся заинтересованной в установлении адекватных границ приватности, является гражданское общество. В его интересах создание условий, которые позволят новым технологиям служить в целях улучшения качества жизни, и обеспечить такую систему координат, в которой использование Больших данных и персональных данных будет осуществляться под контролем и на благо общества. Языком и рабочим инструментом этого процесса является этика Больших данных. С помощью этики Больших данных возможно установить и контролировать границы возможного в  сфере конфиденциальности персональной информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *